Содержание
1
2
3
4
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
5
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Условия реализации ДОП
Календарный учебный график
Материально-технические условия реализации ДОП
Информационно-методические условия
Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых
результатов освоения программы
Список литературы
3
6
7
12
12
13
13
14
16
2
1. Пояснительная записка
Направленность Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Готовимся к
школе» направлена на формирование предпосылок логического мышления, развитие
воображения, устойчивости внимания, навыков зрительной и слуховой памяти, моторных
навыков, новых норм и правил поведения, усвоения способов общения, необходимых
ребенку в школе. Помочь детям осознать в себе сильные стороны своего характера,
помочь им справиться со своими страхами, приобрести уверенность в своих силах.
Научить детей сочувствию и уважению друг к другу. Научить детей самостоятельно
принимать решение и быть ответственным за него.
Уровень сложности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Готовимся к школе»: – стартовый (ознакомительный). Использование и
реализация общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Актуальность Программы
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это
обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику
довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не
только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы
эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий
первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных
действий, коммуникативными и речевыми компетенциями. Поэтому программа
«Готовимся к школе» нацелена на разностороннее развитие дошкольников, в частности:
исследовательскую деятельность, социальную адаптацию, развитие памяти, логического
мышления, формирования чувства ответственности.
Программа ориентирована на запросы родителей (законных представителей) детей,
проживающих в Берёзовском муниципальном округе, в дополнительном образовании
детей дошкольного образа.
Отличительные
особенности
и
педагогическая
целесообразность
дополнительной общеобразовательной Программы.
Отличительной особенностью программы является применение на занятиях с
детьми методов сказкотерапии, арт-терапии, кинезиологических упражнений и других
методов, которые позволяют познакомить ребенка со своим внутренним миром,
развивают его творческий потенциал и способствуют освоению приемов саморегуляции и
самоконтроля. Подготовка детей к школе в старшем дошкольном возрасте является
своевременной, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие
любознательности,
познавательной
активности,
мыслительной
деятельности,
формированию системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей
жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Целевая группа Программы
Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет. К освоению
Программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню
образования.
Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение:
дети без ОВЗ.
3
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу во вторую половину дня.
Учебный час равен:
-первый год обучения (5-6 лет) – 25 мин;
-второй год обучения (6-7 лет) – 30 минут.
Общий объем программы
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
Программы, составляет 144 часа, из них:
-1 год обучения – 72 учебных часа;
-2 год обучения – 72 учебных часа.
Срок освоения Программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Программа реализуется на очных фронтальных занятиях в условиях
оборудованного кабинета. При наличии эпидемиологических ограничений занятия
проводятся в группах.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
Словесные (беседа, объяснение);
Наглядные (показ иллюстраций, работа по образцу);
Практические (самостоятельное выполнение задания, тестирование),
Ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие
изучаемым темам.
Методы и техники, используемые в программе:
игровая терапия (игровые упражнения и задания, психогимнастика);
кинезиологические упражнения;
сказкотерапия;
дыхательная гимнастика;
арт-терапия (рисование, коллаж, коллективное творчество);
пальчиковые игры.
Формы подведения результатов:
тестирование;
игры (парные, командные);
смотры знаний и умений (логические игры и задания; выполнение
индивидуальных самостоятельных заданий);
собеседование и наблюдение;
мониторинги (по всем блокам или выборочно).
Нормативно-правовая база
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г.
№273 «Об образовании в РФ», Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
4
общеобразовательным программам», Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ»), Письмом Минобрнауки
России от 28.04.2017 N ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе
с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей»), Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или
безвредности для человека факторов среды обитания», Устав образовательной
организации.
Цели и задачи Программы
Цель программы – совершенствование познавательной деятельности детей
старшего дошкольного возраста, формирование необходимых психологических умений и
личностных качеств в период подготовки к регулярному обучению в школе.
Исходя из цели Программы, предусматривается решение следующих задач:
Образовательные:
Обучить способам регуляции эмоциональных состояний, элементам
расслабления, адекватным средствам самореализации и самовыражения;
Выработать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;
Сформировать способности к быстрой смене деятельности, концентрации,
анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей.
Развивающие:
Развивать эмоционально-волевую сферу;
Развивать навыки конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;
Развивать познавательные психические процессы: мышление, память,
внимание, речь, воображение, тонкую моторику и координацию движения рук;
Развивать мотивационную сферу.
Воспитательные:
Воспитывать мотивацию, которая сможет стать побудительной причиной
стремления детей к приобретению знаний.
Формировать группы нравственных качеств, необходимых для учения;
Воспитывать бережное, доброе отношение друг к другу, развивать
коммуникативную толерантность.
В соответствии с поставленными задачами целесообразно следующее
распределение тематики развивающих занятий по 4 содержательным разделам:
«Образ Я»;
«Я и другие»;
«Мои успехи»;
«Скоро в школу».
Таким образом, первый и второй блоки используется для развития навыков
5
самопознания и общения, расширения психологических знаний ребенка о том, что ему
близко и знакомо (он сам и его ближайшее окружение). В блоке «Мои успехи» работа
направлена на формирование психологической готовности к школе. Разделение на
разделы в данном блоке условно, т. к. структура каждого занятия состоит из различных
игр и упражнений, развивающих все познавательные психические процессы. Блок «Скоро
в школу» направлен на формирование мотивации ребенка к школе.
Планируемые результаты
Метапредметные:
владеет средствами общения и конструктивными способами взаимодействия
с взрослыми и сверстниками, адекватно использует вербальные и невербальные средства
общения;
способен находить нестандартные решения в предлагаемых ситуациях и
задачах;
способен выстраивать последовательность действий, работать по заданному
плану;
умеет слушать и слышать замечания других.
Личностные:
способен осознанно управлять своим поведением и планировать свои
действия на основе первичных ценностных представлений;
- эмоционально-отзывчивый, откликается на эмоции близких людей и друзей,
сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;
способен решать личностные проблемы, адекватные возрасту, ребенок
может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения
новых проблем, поставленных как взрослым, так и им самим;
- способный отвечать за свои действия, умеющий выражать свое мнение.
Предметные:
умеет классифицировать по какому-либо признаку;
имеет первичные представления о себе, семье, обществе;
умеет анализировать литературные сюжеты;
у ребенка увеличены объем памяти и внимания, сформирована их
произвольность.
сформирован навык сенсомоторной координации и тонкая моторика рук.
у ребёнка развита мотивация к познавательной деятельности.
у ребенка сформированы мотивы, выражающиеся в стремлении занять
новую позицию школьника.
2.Учебный план
Режим занятий: 2 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность
занятий: для детей 5-6 лет -25 минут, для детей 6-7 – 30 минут.
Период обучения
Длительность занятий
(мин.)
Перерывы между
занятиями (мин.)
Первый год обучения
(5-6 лет)
25
Второй год обучения
(6-7 лет)
30
10
10
6
Общее количество занятий
в неделю
Общее количество занятий
в месяц
Общее количество занятий
в год
Итого
№
п/п
2
2
8
8
72
72
144
Название тем, разделов
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации
(контроля)
1
Блок 1 «Образ Я»
10
1,5
8,5
2
Раздел 1. «Развитие
навыков управления
эмоциональной сферой»
6
1
5
Тестирование,
наблюдение
3
Раздел 2. Развитие
произвольного поведения
4
0,5
3,5
Творческое
задание
4
Блок 2 «Я и другие»
6
1
5
Тестовое
задание
5
Блок 3 «Мои успехи»
52
7
45
6
Раздел 1 «развитие
внимания»
10
1,5
8,5
Тестовое
задание
7
Раздел 2 «Развитие
памяти»
10
1,5
8,5
Тестовое
задание
8
Раздел 3 «Развитие
воображения»
6
0,5
5,5
Тестовое
задание
9
Раздел 4 «Развитие
мышления»
10
1,5
8,5
Тестовые
задания
10
Раздел 5 «Развитие
моторики и координации
движения»
6
0,5
5,5
Тестовое
задание
11
Раздел 6 «Развитие речи»
10
1,5
8,5
Тестовое
задание
1
Блок 4 «Скоро в школу»
4
1
3
Викторина,
тестирование
3.Содержание учебного плана
1 блок. «Образ Я»
Цель: формирование эмоциональной стабильности, коррекция отклонений
развитии эмоциональной сферы, и социализация эмоций дошкольников.
Задачи:
способствовать осознанию, пониманию чувств и эмоций;
повысить устойчивость эмоциональных состояний;
в
7
помочь укрепить уверенность в себе, развить самосознание;
научить ребенка выражать свои чувства;
помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх,
гнев и др.), препятствующие его полноценному личностному развитию;
обогатить эмоциональную сферу ребенка;
способствовать творческой самореализации;
учить доверять себе и другим.
Раздел 1. Развитие навыков управления эмоциональной сферой.
Занятие 1 – 2. «Я, мое имя и мое настроение».
Теория: Приветствие. Имя - что оно означает. Настроение - что влияет на мое
настроение. Ритуал прощания «Мы молодцы, ура! Всем-всем-всем, до свидания!»
Практика: Игры: «Эхо», «Мое имя», «Паровозик с именем», «Радуга
настроений». Упражнение «Волшебный стул».
Сказкотерапия «Шел король Боровик». Арт – терапия «Мое настроение».
Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире. Проективная
методика
«Рисунок моей семьи».
Занятие 3 – 4. Путешествие в страну гномов.
Теория: Приветствие. Сказка, чем сказка отличается от рассказа. Ритуал прощания.
Практика: Игра «Парусник». Правила «Страны гномов». «Фотовыставка».
Сказкотерапия
«Сочиним вместе сказку про эмоции».
Арт-терапия «Новоселье». Рефлексия: «Пещера желаний».
Занятие 5 – 6. Разнообразный мир эмоций.
Теория: Приветствие. Эмоции, что они выражают. Ритуал прощания.
Практика: Игры: «Передача эмоций по кругу», «Угадай эмоцию»,
«Поздороваемся с гномиком». Сказкотерапия «Сказка о гномах».
Разыгрывание этюдов «Театр – экспромт».
Арт-терапия «Гномик из волшебной страны». Релаксация «Напряжение и
расслабление». Рефлексия «Распустившийся бутон».
Раздел 2. Развитие произвольного поведения.
Занятие 1-2. Распознавание и регуляция своего состояния.
Теория: Приветствие. Беседа «Кто я, что я могу чувствовать». Ритуал прощания.
Практика: Игры «Барометр настроения», «Царевна Несмеяна», «Что я люблю
делать». Сказкотерапия «Сказка о силе воли».
Упражнения: «Тыкалки», «Хочукалки», «Якалки». Релаксация «Сон у моря».
Рефлексия «Доброе тепло».
Занятие 3 – 4. Повышение самоуважения и самооценки. Практика: Игры:
«Березка», «Коробка переживаний».
Психорегулирующие тренировки: «Нет!», «Гроза», «Разбуди дух», «Я
сильный — я слабый», «Волшебное колечко». Арт-терапия «Волшебные зеркала».
Тестирование самооценки «Лесенка». Релаксация «Самоуважение». Рефлексия «Я
верю, у тебя все получится».
2 блок. «Я и другие».
Цель: создание условий для позитивного сотрудничества детей в группе. Задачи:
8
развитие способности понимать друг друга;
развитие коммуникативных навыков;
преодоление барьеров общения;
формирование чувства единения с группой;
гармонизация межличностных отношений;
Занятие 1 – 2. «Я и другие».
Теория: Приветствие. Беседа «Мой образ». Ритуал прощания.
Практика: Игра «Парашют». Упражнение «Я не такой, как все, и все мы
разные». Сказкотерапия: «Сказка о теплых пушинках», «Мафин и паук». Игра
«Если бы…»,
«Встреча инопланетян».
Диагностическая арт-терапия «Цветик-семицветик». Рефлексия «Мир без тебя».
Занятие 3 – 4. Групповое взаимодействие.
Теория: Приветствие. Правила поведения в группе. Ритуал прощания.
Практика: Игры: «Эстафета хороших известий», «Коровы, собаки, кошки».
Упражнения:
«Три лица», «Контакт».
Сказкотерапия «Волшебное ожерелье. Арт-терапия «Бусинки». Рефлексия
«Кулачок»
Релаксационное упражнение «Костер дружбы».
3 блок. «Мои успехи»
Цель: создание условий, способствующих коррекции и развитию познавательных
процессов у детей. Задачи:
развитие целенаправленного внимания, быстроты реакции;
развитие произвольной памяти, увеличение объема памяти;
развитие творческого мышления и его компонентов: гибкости и
оригинальности; способности анализировать и синтезировать идеи; способность
понимания предмета и явления, установления логических связей;
развитие речевой активности;
развитие пространственного и творческого воображения;
развитие мелких мышц руки, графических умений, точности движений,
терпения.
Раздел 1. Развитие внимания.
Занятие 1 – 10. Система игр и упражнений на развитие внимания. Теория:
Правила работы с рабочими тетрадями «Развиваем внимание».
Практика: практические упражнения в рабочих тетрадях «Развиваем внимание»
из серии
«Школа для дошколят».
Упражнения: «Найди на картинке «спрятанную фигуру», «Что здесь нарисовано?
Сосчитай и назови все предметы на рисунке»; упражнения: «Передай маску», «Веселая
игра с колокольчиком»,
«Кого не хватает», «Найди два одинаковых зонтика», «Раскрась фигуры в
соответствии с образцом»; упражнения: «Солнце, заборчик, камешки», «Сто мячей»,
«Найди в каждом ряду такой же предмет», «Найди, покажи и назови все числа от 1 до
20»; упражнения:
9
«Ладонь – кулак», «Запомни движения», «Сравни картинки и найди 10
различий»,
«Посмотри на образец и расставь значки в пустых клеточках в соответствии с
цифрами»;
«Зачеркни все буквы О, буквы А обведи в кружок»,
«Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка».
Обучающие игры: «Зеркало», «Буква заблудилась», «Разведчик», «Буквенный
ряд», «Найди пару», «Запретный номер», «Найди, где спрятано», «Определи игрушку»,
«Путаница», «Селектор», «Запретное движение», «Заметить все», «Кто больше увидит
и запомнит», «Внимательные руки», «Слушай и исполняй», «Не пропусти профессию»,
«Зеваки», «Назови соседей», «Много – один», «Запомни свое место», «Шерлок Холмс»,
«Бип», «Панотомима для наблюдательных», «Перекличка – путаница», «Делай как я».
Раздел 2. Развитие памяти.
Занятие 1 – 10. Система игр и упражнений на развитие памяти.
Теория: Правила работы с рабочими тетрадями «Развиваем память».
Практика: практические упражнения в рабочих тетрадях «Развиваем память» из
серии «Школа для дошколят».
Упражнения: «Внимательно посмотри на картинку и постарайся запомнить
предметы», «Внимательно посмотри на фигурки и постарайся их запомнить.
А теперь нарисуй фигурки точно так же»; игры на развитие слуховой памяти:
«Запомни и найди», «Бессмысленные слова»; «Рассмотри и запомни пары фигур»,
«Рассмотри и запомни картинку», «Прослушай внимательно 10 слов и постарайся
их запомнить», «Прослушай внимательно фразу, запомни ее и повтори», «Послушай и
запомни стихотворение», «Послушай внимательно пары слов и постарайся их
запомнить», «Запомни ряд цифр и повтори его».
Игры, направленные на развитие двигательной памяти: «Страна Движундия».
Игры, направленные на развитие зрительной памяти: «Прогулка», «Парочки»,
«Котята», «Медвежонок Коля», «В цирке», «Строитель», «В поисках клада», «Живые
картинки», «12 квартир», «Найди отличия».
Игры, направленные на развитие слухоречевой памяти: «Вижу, слышу, чувствую»,
«Детективное агентство», «Паровозик со сказками», «Космические почтальоны»,
«Мультипликатор», «Шпионы», «Супер корреспондент».
Раздел 3. Развитие воображения.
Занятие 1 – 6. Система игр и упражнений на развитие воображения. Теория:
Правила выполнения упражнений на развитие воображения.
Практика: упражнения: «Попробуй нарисовать что-то интересное, используя
данные фигуры», «Дорисуй картинку, начатую художником»; «На что похожи эти
облака?», «Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти
персонажи», «Преврати фигуры в интересные предметы», «Дорисуй и раскрась
волшебницу
так,
чтобы
одна
стала
доброй,
а
другая
–
злой»,
10
«Подумай и расскажи, что произошло у каждого из героев».
Обучающие игры: вербальные игры: «Кляксы», «Ассоциации», «Необычные
ситуации»; невербальные игры «Живое существо», «Покажи, что на картинке» и др.;
«Подумай, что может произойти, если…», «Придумай рассказ, историю или сказку,
используя данные слова»; «Мысленные картинки»; «Мое видение», «Раз, два, три,
картинка, оживи». Сказкотерапия: «Волшебные краски», «Придворные художники».
Арт- терапия:
«Маленькие волшебники»; «Волшебный лес».
Раздел 4. Развитие мышления.
Занятие 1 – 10. Система игр и упражнений на развитие мышления. Теория:
Правила работы с рабочими тетрадями «Развиваем мышление».
Практика: практические упражнения в рабочих тетрадях «Развиваем мышление»
из серии «Школа для дошколят».
Упражнения: «Назови каждую группу предметов одним словом», «Назови в
каждой группе предмет, который не подходит к остальным. Объясни, почему он
лишний»;
«Подбери к коврику нужную заплатку», «Найди закономерность. Дорисуй в пустых
клеточках подходящие фигуры», «Рассмотри картинки, скажи, что было сначала, а что
потом», «Найди недостающий предмет для картинки верхнего ряда из предметов,
расположенных в верхнем ряду», «Послушай небольшие рассказы и ответь на вопросы»,
«Послушай рассказ и ответь на вопрос», «Найди общие признаки и чем отличается»; «Чей
домик», «Угадай, что нарисовано», «Третий лишний», «Поможем разрешить спор зверей».
Обучающие игры: «Продолжи ряд», «Заполни клетку», «Догадайся, кто
нарисован, «Словесно – логические пары», «Продолжи ряд», «Приготовление торта»,
«Деление тортов на равные части», «Веселые ассоциации», «Словотворчество», «Вершки
и корешки», «Составление подарков», «Соберем бусы». Шарады, ребусы.
Раздел 5. Развитие моторики и координации движения рук.
Занятие 1–6. Система игр и упражнений на развитие моторики и координации
движения рук.
Теория: Особенности работы в рабочих тетрадях «Готовим руку к письму», осанка
при письме.
Практика: практические упражнения в рабочих тетрадях «Готовим руку к
письму» из серии «Школа для дошколят».
Упражнения: «Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам», «Нарисуй рядом
точно такую же фигурку»; «Графический диктант», «Проведи линию по середине
дорожки, не отрывая карандаш от бумаги», «Попади мячиками в кеглю», «Обведи
рисунки точно по линии», «Продолжи рисовать узоры по клеточкам», «Внимательно
слушай и рисуй узор от точки…»
Пальчиковые игры: «Братцы», «Волшебные пальчики», «Гости», «Лестница в
небо». Сказкотерапия: «Волшебный паровозик», «Страна Мирия».
Арт- терапия: «Мой вагончик»; «Золотая рыбка», «Петушок».
Раздел 6. Развитие речи.
11
Занятие 1 -10. Система игр и упражнений на развитие речи. Теория: Беседа
«Что такое речь».
Практика: Упражнения: «Назови все изображенные предметы», «Определи на
слух, какими звуками различаются слова»; «Догадайся, какая картинка в каждом ряду
лишняя. Обрати внимание на первый звук
каждого
слова»,
«Хлопни
в
ладоши,
когда услышишь другой звук», «Ответь на вопросы», «Объясни значение
слов», «Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других,
«Правильно подбери противоположные по смыслу слова», «Послушай рассказ, постарайся
его запомнить и ответь на вопросы», «Составь рассказ по картинке».
Обучающие игры: «Картинки – рассказы», «Полслова за вами», «Разложи по
порядку», «Сочини сказку о предмете», «Я знаю», «Сказочные владения Радуги»,
«Слова».
«Конструирование сказок».
Кинезиологическая гимнастика: звуки [с] и [з], [ц] и [ж], [л] и [г], [ч] и [щ]), [р] и
[х], [д] и [б], [к], [в].
Сказкотерапия «Страна Говориния»; Скороговорки, четверостишия, рифмовки.
Арт- терапия «Дверь в свою душу».
Практические упражнения из серий: «Профессии», «Семья», «Ягоды – грибы»,
«Животные – птицы», «Деревья – цветы», «Овощи – фрукты», «Посуда», «Мебель»,
«Одежда», «Транспорт», «Школьные принадлежности».
4 блок. «Скоро в школу»
Цель: формирование у детей положительной мотивации к учению в условиях
совместной учебно-игровой деятельности.
Задачи:
осознание ребенком специфики позиции школьника;
формирование адекватного представления о школьной жизни;
повышение школьной мотивации.
Занятия 1 – 2. Школа и школьные правила.
Теория: Приветствие. Беседа о школьной жизни. Ритуал прощания.
Практика:
Упражнение «Что лежит в портфеле?».
Игры: «Первобытные школьники», «Муравьи», «Путешествие в будущее», «Выбор
пути». Релаксация: «Тихое озеро», «Ласковый мелок».
Рефлексия «Пожелания».
Занятие 3 -4. Заключительная встреча. Практика:
Сюжетно-ролевая игра «Одинокая звезда». Релаксация «Я горжусь». Рефлексия «Я
все могу!».
4.Условия реализации Программы
4.1. Календарный учебный график
Организация образовательного процесса
Продолжительность учебного года: с 1 сентября 2025 года по 29 мая 2026 года.
Количество учебных недель в учебном году – 37.
Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими
праздничными днями в 2025-2026 учебном году являются:
12
3,4 ноября – День народного единства
31.12.2025-08.01.2026 – Новогодние каникулы,
23 февраля – День защитника Отечества,
9 марта – Международный женский день,
1 мая – Праздник Весны и Труда,
9 мая – День Победы.
Продолжительность летнего периода: с 1 июня по 30 августа 2024 года.
Регламентирование образовательного процесса на неделю:
-Общее количество занятий в неделю в возрастных группах:
Возрастная группа от 5 лет до 6 лет – 2 занятия (продолжительность – 25 мин)
Возрастная группа от 6 лет до 7 лет – 2 занятия (продолжительность – 30 мин)
-Перерыв между занятиями – 10 минут.
-Общее количество занятий в год в возрастных группах:
Возрастная группа от 5 лет до 6 лет –72 занятия Возрастная группа от 6 лет до 7 лет
– 72 занятия.
-Образовательная деятельность в летний период допускается.
Результаты освоения Программы:
Педагогический мониторинг проводится в ходе занятий (на первом и последнем
занятии модуля)
Структура учебного года в группах дошкольного возраста (5-7 лет)
Срок
Формы образовательной деятельности
01.09.2025 – 12.09.2025
Адаптационный период, педагогическая диагностика,
организация ОД в РМ, СД
15.09.2025 – 30.12.2025
Образовательная деятельность по дополнительной
общеразвивающей программе «Готовимся к школе»
31.12.2025 – 08.01.2026
Праздничные (нерабочие) дни
Образовательная деятельность по дополнительной
09.01.2026–22.05.2026
общеразвивающей программе «Готовимся к школе»
25.05.2026 – 29.05.2026
Педагогическая диагностика, организация ОД в РМ, СД
4.2. Материально-технические условия для реализации Программы
Занятия по реализации данной Программы проводятся в условиях
оборудованного кабинета. При наличии эпидемиологических ограничений занятия
проводятся в группах.
Оборудование кабинета:
•
доска;
•
столы и стулья по количеству учащихся;
•
раздаточные материалы;
•
демонстрационный материал. Технические средства обучения:
•
компьютер, принтер. Вспомогательное оборудование:
•
научно-методическая литература;
•
документы планирования учебного процесса (программа, календарнотематическое планирование).
4.3.Информационно-методические условия реализации Программы
1.
Бугаева З.Н. Занимательные игры и творческие задания для развития
13
устной речи и дикции: Детям 6-12 лет. - Ростовн/Д.: ООО «Удача», 2008.
2.
Володина В. С. Альбом по развитию речи. - М.: ООО «Издательство
«РОСМЭН – ПРЕСС», 2004.
3.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш
ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН ПРЕСС». – 2011.
4.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003
5.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем внимание. – М. , 2003
6.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к
школе.
–
СПб.,
2004.http://www.электронное чтение.клуб / djvureader.php/128109/1/Гуткина.
7.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии - СПб.: Речь, 2006.
8.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости
мышления детей. Дошкольный и младший школьный возраст. Учебно – методическое
пособие. СПб: Речь, 2007.
9.
Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив. Ярославль: Академия развития. 2002
10.
Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память, мышление, воображение:
игры, упражнения, советы специалиста. М.: Эксмо, 2009.
11.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к
школе: игры, задачи, основы письма и рисования. М.: АСТ: Астрель, 2015
12.
Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., Просвещение: Владос, 1995.
13.
Шульман Т. Игры, очень полезные для развития ребенка! М.: АСТ; СПб:
Прайм- ЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2009.
4.4.Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых
результатов освоения программы
В ходе реализации данной программы используются следующие виды контроля:
предварительный, текущий, тематический и итоговый.
На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:
Наблюдение
за
ребенком
в
регламентированной
и
нерегламентированной деятельности.
Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире.
Проективная методика «Рисунок моей семьи».
Тест «Лесенка».
Тестовые задания на внимание, память, воображение, мышление.
Предварительный контроль осуществляется в начале учебного процесса,
направлен на выявление знаний, умений и навыков воспитанников. Он позволяет
определить исходный уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент,
ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Предварительный
контроль необходим еще и для того, чтобы зафиксировать исходный уровень
подготовленности ребёнка. Проводится тестирование воспитанников.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки
усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Ведущая
задача текущего контроля – регулярное управление образовательной деятельностью
воспитанников и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о
ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить
изменения в учебный процесс. Чтобы посмотреть динамику творческого роста, важно
наблюдать за ребенком на каждом занятии по заранее обозначенным параметрам:
14
воспроизведение рисунка по образцу, найти «лишний» предмет, рассмотреть предметы,
запомнить их, определить правильную последовательность событий и тому подобное.
Тематический контроль осуществляется периодически, по мере прохождения
новой темы, блока, и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля
проходит на итоговых занятиях по темам и проводится в разных формах: творческие
задания, викторины, тестовые задания, тематические выставки-презентации, творческие
работы. Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий):
-высокий уровень знаний имеют дети, правильно ответившие на все вопросы и
правильно выполнившие тестовые задания;
-средний уровень знаний имеют дети, допустившие в ответах и практической
работе ряд неточностей;
-низкий уровень знаний имеют дети, которые не ответили ни на один вопрос и не
справились (частично справились) с выполнением тестовых заданий.
Итоговый контроль проводится по окончании обучения. Он направлен на
проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения воспитанниками
системы знаний, умений и навыков, полученных на занятиях за определенный период
обучения. Проводится тестирование воспитанников.
В ходе реализации данной программы используются следующие виды
контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.
На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:
Наблюдение
за
ребенком
в
регламентированной
и
нерегламентированной деятельности.
Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире.
Проективная методика «Рисунок моей семьи».
Тест «Лесенка».
Тестовые задания на внимание, память, воображение, мышление.
Предварительный контроль осуществляется в начале учебного процесса,
направлен на выявление знаний, умений и навыков воспитанников. Он позволяет
определить исходный уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент,
ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Предварительный
контроль необходим еще и для того, чтобы зафиксировать исходный уровень
подготовленности ребёнка. Проводится тестирование воспитанников.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки
усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Ведущая
задача текущего контроля – регулярное управление образовательной деятельностью
воспитанников и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о
ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить
изменения в учебный процесс. Чтобы посмотреть динамику творческого роста, важно
наблюдать за ребенком на каждом занятии по заранее обозначенным параметрам:
воспроизведение рисунка по образцу, найти «лишний» предмет, рассмотреть предметы,
запомнить их, определить правильную последовательность событий и тому подобное.
Тематический контроль осуществляется периодически, по мере прохождения
новой темы, блока, и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля
проходит на итоговых занятиях по темам и проводится в разных формах: творческие
задания, викторины, тестовые задания, тематические выставки-презентации, творческие
15
работы. Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий):
-высокий уровень знаний имеют дети, правильно ответившие на все вопросы и
правильно выполнившие тестовые задания;
-средний уровень знаний имеют дети, допустившие в ответах и практической
работе ряд неточностей;
-низкий уровень знаний имеют дети, которые не ответили ни на один вопрос и не
справились (частично справились) с выполнением тестовых заданий.
Итоговый контроль проводится по окончании обучения. Он направлен на
проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения
воспитанниками системы знаний, умений и навыков, полученных на занятиях за
определенный период обучения. Проводится тестирование воспитанников.
2. Список литературы
1. Бугаева З.Н. Занимательные игры и творческие задания для развития устной
речи и дикции: Детям 6-12 лет. - Ростовн/Д.: ООО «Удача», 2008.
2. Володина В. С. Альбом по развитию речи. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН
– ПРЕСС», 2004.
3.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш
ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН ПРЕСС». – 2011.
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003
5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем внимание. – М. , 2003
6.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб., 2004.
http://www.электронное чтение.клуб / djvureader.php/128109/1/Гуткина.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии - СПб.: Речь, 2006.
8. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления
детей. Дошкольный и младший школьный возраст. Учебно – методическое пособие. СПб:
Речь, 2007.
9. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив. Ярославль: Академия развития. 2002
10.
Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память, мышление, воображение:
игры, упражнения, советы специалиста. М.: Эксмо, 2009.
11.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к
школе: игры, задачи, основы письма и рисования. М.: АСТ: Астрель, 2015
12.
Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., Просвещение: Владос, 1995.
13.
Шульман Т. Игры, очень полезные для развития ребенка! М.: АСТ; СПб:
Прайм- ЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2009.
16