Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Читалочка» (далее – Программа)
1. Пояснительная записка:
1.1. Направленность Программы
1.2. Актуальность Программы
1.3. Отличительные особенности Программы
1.4. Адресат Программы
1.5. Объем и срок освоения Программы
1.6. Особенности организации образовательного процесса
2. Цель и задачи Программы
3. Планируемые результаты
4. Содержание Программы
5. Организационно-педагогические условия Программы:
5.1. Календарный учебный график
5.2. Условия реализации Программы
5.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
6. Список литературы
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность Программы
Направленность Программы – социально-гуманитарная.
1.2. Актуальность Программы
Основой для разработки Программы являются следующие нормативно
- правовые документы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании Российской
Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее — СанПиН);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021
г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09 - 3432 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом»;
- Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами
БМАДОУ «Детский сад №16».
Программа актуальна, поскольку в настоящее время обучение грамоте
детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа и со
стороны государства, и со стороны родителей. Преемственность в
2
содержании программ дошкольного образования и начального общего
образования предусматривает готовность ребенка на этапе перехода из
детского сада в школу к освоению грамоты.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, то есть, иметь развитый
фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные
первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении
слов на слоги, уметь правильно держать карандаш и свободно
ориентироваться в тетради, во многом зависят его успехи не только в чтении
и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Чтение и письмо - сложные навыки, требующие определенного уровня
развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического).
Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в
рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
Формирование содержания Программы, подбор методов, средств обучения, а
также форм организации исходит прежде всего из соответствия их
возрастным особенностям дошкольников.
В основе обучения грамоте в соответствии с данной Программой лежит
звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение
детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребенка
читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова.
Дошкольник усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и
обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи
на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на
звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов — в слова, слов в
предложения.
Именно этот метод является единственно приемлемым для обучения
грамоте детей дошкольного возраста и помогает избежать возникновения
нарушений письменной речи у детей в начальной школе. Кроме того, данный
метод позволяет преподносить содержание Программы в подходящем для
детей дошкольного возраста формате и сделать процесс обучения грамоте
интересным.
Программа не дублирует ФГОС ДО и ФОП ДО, но учитывает
требования ФГОС ДО и ФОП ДО к направлениям развития ребенка.
1.3. Отличительные особенности Программы
За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны
Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по
обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на
традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой
аналитико - синтетический метод.
В ходе реализации Программы проводится целенаправленная работа по
обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса,
совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и
словосочетаний, развитию диалогической речи.
Программа предполагает сформировать у детей предпосылки для
3
чтения на уровне индивидуальных возможностей каждого ребенка,
формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и
направленности.
С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий
интерес к занятиям и желание узнавать новое. На занятиях используются
пальчиковые
игры,
элементы
лепки,
рисования,
аппликации,
конструирования для развития мелкой моторики руки. Игровая деятельность
делает занятия увлекательными и желанными.
Программа основана на принципах доступности, посильности,
систематичности и последовательности в обучении.
1.4. Адресат программы
Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет. К
освоению Программы допускаются любые лица без предъявления
требований к уровню образования.
Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на
обучение: дети без ОВЗ.
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
При обучении грамоте детей дошкольного возраста учитываются
возрастные нормы речевого развития.
Характеристика речевого развития детей 5–6 лет
Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и
достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь
обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова,
обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный,
темно-зеленый, легче, тяжелее и т. д.), материалы и их признаки (дерево —
деревянный, стекло — стеклянный и т. д.). Совершенствуется
грамматическая система языка. Дети используют в речи простые
распространенные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные
конструкции; разные слова для названий одних и тех же предметов (кошка,
кошечка, кисонька и др.). Грамматически правильно изменяют слова,
входящие в активный словарь (один медвежонок, много медвежат и т. д.).
Они стремятся правильно произносить слова в родительном падеже
множественного числа (стульев, носков, ключей), образуют новые слова
(хлеб — хлебница, сахар — сахарница). Совершенствуют умение связно,
последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения
без помощи вопросов воспитателя. Могут передавать диалог действующих
лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы.
Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта,
при описании предметов.
Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку
контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи
окружающих. Ребенок легко определяет начальный и конечный звуки в
словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове,
может подобрать слово на заданный звук. Дети способны составлять
4
предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в
предложении. В 5–6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к
языку. Ребенок шестого года жизни уверенно владеет диалогической и
монологической формами речи. У него сформированы навыки близкого к
тексту и краткого пересказа, он может составить рассказ по серии картинок и
по сюжетной картине по предложенному или составленному вместе со
взрослым плану, знает и с удовольствием выразительно рассказывает стихи.
Проблем в общении со взрослыми и детьми у него не возникает.
Характеристика речевого развития детей 6–7 лет
Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет
качественного совершенствования. К семи годам количество слов, которыми
оперирует ребенок, составляет 3500–4000. Активно используются в речи
синонимы (веселый, радостный) и антонимы (далеко — близко). Начинают
применяться слова и выражения с переносным значением (железный
характер — твердый как железо). Дети овладевают новыми понятиями
(водный, воздушный, пассажирский транспорт и т. д.). Обогащение словаря
происходит за счет точного называния качеств предметов (материал, форма,
цвет, размер). В то же время наблюдаются индивидуальные различия в
словарном запасе детей. Это обусловлено особенностями развития и
обучения, кругом их интересов и потребностей. К шести годам процесс
фонемообразования заканчивается. Ребенок правильно произносит и
дифференцирует в речевом потоке все звуки родного языка. Он сознает
норму произношения, имеет представление о правильном произношении,
деятельно борется за осуществление этой нормы, исправляя ошибки в речи
окружающих (А. Н. Гвоздев). Он не нарушает звуконаполняемость и
слоговую структуру слов, может определить место любого звука в слове,
определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.
Дошкольники
правильно
согласовывают
прилагательные
с
существительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях
(я пошел гулять, они пошли гулять и т. д.), используют разные слова для
обозначения одного и того же предмета (лиса, лисонька, лисица).
Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных (смелый —
смелее, добрый — добрее), новые слова с помощью суффиксов (хлеб —
хлебница, сахар — сахарница), правильно употребляют глаголы (бегал —
бежал, пришел — ушел).
Используют в речи сложноподчиненные и сложносочиненные
предложения. В развитии связной речи происходят существенные изменения.
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети
используют не только односложные ответы, но и предложения различной
конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.
Дети без помощи взрослых составляют описательные и повествовательные
рассказы не только по одной картине, но и по серии картин. У дошкольников
формируется умение развивать сюжет в логической последовательности.
Ребенок овладел развернутой фразовой речью. Он владеет пересказом, в том
числе с изменением лица рассказчика. Ему доступно составление рассказа по
5
серии картинок, по сюжетной картине, из личного опыта, творческий рассказ.
Однако следует отметить, что у некоторых из них эти умения неустойчивы.
Одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного
опыта в логической последовательности. В возрасте 6–7 лет завершается
работа по усвоению элементов грамоты и подготовке руки ребенка к письму.
Дети ориентируются в звуко-буквенной системе родного языка, проявляют
интерес к играм со словами, звуками, буквами. Могут пересказать текст,
прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию
звука, буквы (врач — грач, банки — санки и т. д.).
Наполняемость группы
Численность детей в группе первого года обучения – 10 человек;
численность детей в группе второго года обучения - 7 человек.
1.5. Объем и срок освоения Программы
Объем Программы – 144 часа.
Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения - 72 часа в
год, 2 год обучения - 72 часа в год.
1.6. Особенности организации образовательного процесса
Продолжительность одного академического часа – для детей 5 лет - 25
минут, 6-7 лет – 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Формы реализации Программы – традиционная модель реализации
(линейная последовательность освоения содержания изучаемого материала в
течение двух лет обучения в одной образовательной организации).
Перечень форм проведения занятий:
- беседа, объяснение
- показ иллюстраций, работа по образцу
- самостоятельное выполнение задания, тестирование
ситуационно-ролевые,
деловые
и
развивающие
игры,
соответствующие изучаемым темам.
Перечень форм подведения итогов реализации Программы:
контрольные тесты, педагогическое наблюдение, беседа, опрос, шнуровка,
штриховка, графический диктант, промежуточная аттестация.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы: развитие устойчивого интереса к процессу
обучения, привитие любви к родному языку, овладение навыками связной
речи.
Исходя из цели Программы, предусматривается решение следующих
задач:
6
Обучающие:
- пополнить активный и пассивный словарный запас, и умение
использовать его в речи;
- формировать навык чтения: запоминание графического облика букв,
соотнесение звуков с буквами, чтение слогов, чтение односложных и
двусложных слов;
- получить навыки словообразования и словоизменения;
- формировать правильное звукопроизношение.
Развивающие:
- развить сенсорику, крупную и мелкую моторику, фонематический
слух;
- развивать память, внимание, творческое воображение;
- развивать грамматический строй речи;
- развивать речевую культуру дошкольника, формировать грамотный и
правильный строй речи.
Воспитательные:
- пробуждать интерес к книге;
- развивать культуру общения;
- воспитывать навык самоконтроля и самооценки;
- формировать положительное отношение к школьному обучению;
- воспитывать интерес к предмету и процессу обучения в целом;
- воспитывать терпение, настойчивость, самостоятельность.
3. Планируемые результаты
Первый год обучения:
Метапредметные результаты:
умеет проводить слоговой анализ слов;
способен подбирать слова на заданное количество слогов;
умеет составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних)
звуков или слогов в названии картинок;
Предметные результаты:
сформированы понятие
«звук»; органы артикуляции, способы
произнесения звука, его условное обозначение;
умеет давать акустические характеристики звука: согласные и гласные
звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
развиты графические навыки у дошкольников;
Личностные результаты:
проявляет интерес к книге;
владеет средствами общения и конструктивными способами
взаимодействия с взрослыми и сверстниками, адекватно использует
вербальные и невербальные средства общения;
способен оценивать свою деятельность, поведение, осознанно
управлять своим им, планировать свои действия.
7
Второй год обучения:
Метапредметные результаты:
умеет выделять звук в начале, конце и середине слова, определять
положения звука в слове;
способен проводить звуковой анализ состава слогов и слов; умеет
правильно ставить ударение в словах;
умеет сливать слоги и слова;
способен выделять в словах первый и последний слог;
умеет подбирать слова на заданный слог;
способен соотносить букву и звук.
Предметные результаты:
владеет понятиями «буква», «слово», «предложение», знает название
букв;
владеет звуко - буквенными обозначениями;
умеет записывать слоги и слова печатными буквами, ориентируется в
тетради в клетку;
умеет составлять простые предложения, обладает достаточным
словарным запасом для выражения своих мыслей.
Личностные результаты:
сформировано положительное отношение к школьному обучению;
воспитан интерес к предмету и процессу обучения в целом;
воспитано терпение, настойчивость, самостоятельность.
4. Содержание Программы
Учебный план
Первый год обучения
№
п/ п
Модули
Все- Тео- Прак
го рия тика
1.
2.
В мире
звуков и
слов
72
20
52
От буквы
к слову
_
_
_
Второй год обучения
Формы атте- Всего Тео- Прак
рия тика
стации
(контроля)
Контрольные
_
_
_
тесты, педагогическое
наблюдение,
опрос, шнуровка, штри72
22
50
ховка, промежуточная аттестация
Формы аттестации
(контроля)
Контрольные
тесты, беседа, педагогическое
наблюдение,
графический
диктант,
штриховка,
промежуточная аттестация
Всего по Программе: 144 часа
8
Учебный план первого года обучения
по модулю «В мире звуков и букв»
Количество часов:
№
п/п
Названия модулей и тем
Всего
Теория Практика
1. Звуки вокруг нас
12
4
8
2. Знакомство с терминами
звук, слог, слово
20
6
14
3. Звук и буква
8
4
4
4. Развитие навыков общения
и связной речи
20
4
16
5. Развитие мелкой моторики
12
2
10
Формы аттестации (контроля)
Контрольное упражнение,
педагогическое наблюдение
Контрольное упражнение,
опрос,
педагогическое наблюдение
Беседа, контрольное упражнение,
педагогическое наблюдение
Контрольные тесты
Шнуровка, штриховка, промежуточная аттестация
Всего по Программе: 72 часа
Содержание учебного плана первого года обучения
Тема 1. Звуки вокруг нас
Теория
Звуки вокруг нас. Неречевые звуки. Речь окружающих. Дыхание и речь. Знакомство с органами артикуляции, знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки.
Практика
Составление рассказа по сюжетной картине.
Упражнения на различие звуков. Звукоподражание.
Игра «Мир звуков». Направление звуков в пространстве. Координация движений и звуков. Викторина «Поиграй-ка».
Упражнения на развитие физиологического дыхания.
Тема 2. Знакомство с терминами звук, слог, слово
Теория
Слог, слово, предложение. Звуковой состав слова. Гласные звуки. Согласные
звуки.
Практика
Определение положения звука в слове (начало, середина, конец).
Определение количества слогов, упражнения в определении первого звука в
слове; в выделении определенного звука в начале, середине, конце слова; дидактические игры на придумывание слов с «заданным звуком». Звукоподражание. «Сказка про Оха и Аха».
Тема 3. Звук и буква
Теория
Дифференциация понятий «звук» и «буква».
9
Практика
Упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков.
Игровая познавательная деятельность на подбор слов с заданным количеством слогов, определение количества слогов в слове.
Тема 4. Развитие навыков общения и связной речи
Теория
Обучение ответам на вопросы, диалогической речи. Мимика и речь.
Практика
Обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре, образовании
слов с разными смысловыми оттенками, подбор обобщающих определений к
серии картинок, использование образных слов, сравнений, эпитетов, подбор
синонимов и антонимов, упражнения в правильной постановке вопросов к
словам.
Тема 5. Работа по развитию мелкой моторики руки
Теория
Виды штриховки. Знакомство с работой со специальными развивающими
предметами. Правила игр и упражнений.
Практика
Штриховка, обведение по контуру. Графический диктант. Работа со специальными развивающими предметами, шнуровки, ниткопись, плетение, игрыголоволомки.
Работа с трафаретами.
Рисование линий: прямые дорожки, фигурные; рисование по точкам, по контурам по клеточкам; Рисование линий, фигурных дорожек.
Учебный план второго года обучения
по модулю «От буквы к слову»
№
Названия разделов и
п/п
тем
1. Слог, слово, предложение
Всего
Теория
Практика
Формы аттестации
(контроля)
Беседа,
педагогическое наблюдение
Контрольное упражнение,
педагогическое наблюдение
Контрольное упражнение,
педагогическое
наблюдение
14
4
10
2. Большой мир звуков
18
8
10
3. Понятия «звук» и
«буква»
12
2
10
4. Сочиняем истории
16
6
10
Беседа
5. Готовим руку к письму
12
2
10
Графический диктант,
штриховка,
промежуточная аттестация
Всего по Программе: 72 часа
10
Содержание учебного плана второго года обучения
Тема1. Слог, слово, предложение
Теория
Органы речи. Язык. Губы. Зубы. Движение артикуляционных органов.
Слог, слово, предложение. Звуковой состав слова. Гласные звуки. Согласные
звуки. закрепление зрительных образов букв и умения соотносить звук с буквой.
Практика
Упражнения на формирование правильного артикуляционного уклада. Загадки про органы речи. Песенки – разминки.
Упражнения
на
дифференциацию гласных
и
согласных
звуков. Э. Успенский «Заколдованная буква».
Тема 2. Большой мир звуков
Теория
Знакомство со способами деления слов на части, выделение сильного слога,
повторение классификации звуков.
Практика
Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения
звука в слове; выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых,
мягких, звонких, глухих согласных; деление слов на слоги, игра «Хлопок».
Тема 3. Понятия «звук» и «буква»
Теория
Образование звуков русского языка. Высота, сила, тембр голоса. Слоговая
структура слова. Слог и слово. Слово и предложение. Звуковой анализ состава слогов и слов; дифференциация понятий «звук» и «буква»; соотнесение
букв и звуков.
Практика
Игры на определение звуков в словах. Составление прямых и обратных слогов. Дидактические и развивающие игры при знакомстве с понятием «звук» и
«буква», закрепление навыков правильного грамматического строя предложения; восстановление деформированного предложения; построение высказываний и самостоятельных суждений; диалоги со сверстниками и педагогом. Творческая работа «Тайна волшебных слов».
Тема 4. Сочиняем истории
Теория
Обучение ответам
на
вопросы, диалогической речи. Темп речи.
Ритм речи. Выразительность речи. Речь и движение. Фразовая речь.
Практика
Обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре.
Беседа «Когда я научусь читать…». Творческая работа «Мы сочиняем сказку».
Тема 5. Готовим руку к письму
11
Теория
Изучение границ клетки и строк.
Практика
Штрихование и раскрашивание, рисование по памяти, рисование узоров по
клеточкам на слух, срисовывание предметов по клеткам и по точкам, дорисовывание недостающих частей предметов, копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.
5. Организационно-педагогические условия
5.1. Календарный учебный график
Этапы
образовательного процесса
1 год обучения
2 год обучения
8 сентября 2025 г.
8 сентября 2025 г.
Дата окончания обучения
29 мая 2026г.
29 мая 2026г.
Количество учебных недель
36 недель
36 недель
Количество учебных дней
2
2
Количество учебных часов
72
72
Дата начала обучения
Режим занятий
окончание
учебного года
может быть
перенесено на
срок в соответствии с
резервом
учебного времени
2 занятия по 1 часу в 2 занятия по 1 часу в
неделю
неделю
зимние
Каникулы
01 января 2026г. – 08 января 2026г.
летние
01 июня 2026г. – 31 августа 2026г.
праздничные нерабочие
дни
Примечание
04.11.2025,
31.12.2025,
01-08.01.2026,
08.03.2026, 01.05.2026, 09.05.2026, 12.06.2026
23.02.2026,
5.2. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия по реализации данной Программы проводятся в условиях
оборудованного кабинета. При наличии эпидемиологических ограничений
занятия проводятся в группах.
Оборудование кабинета:
- доска настенная
- стол и стул для педагога
12
- столы и стулья по количеству обучающихся
- пристенная мебель (стенка)
- лампа бактерицидная настенная
- необходимый демонстрационный и раздаточный материал: крупные
буквы на магнитах, кубики, предметные картинки, «чудесный домик» Р.
Кирилиной, фишки (зеленые, синие, красные), букварь Н. Жуковой,
разрезная азбука (комплект на каждого ребенка). Каждый ребенок обеспечен
цветными и простыми карандашами, индивидуальными тетрадями.
Технические средства обучения:
•
ноутбук, принтер.
Вспомогательное оборудование:
•
научно-методическая литература;
•
документы
планирования
образовательного
процесса
(программа,
календарно- тематическое планирование).
Учебно-методическое обеспечение Программы
1. Жукова, Н.С. Букварь: учебное пособие/Н.С. Жукова; иллюстрации В.
Трубицына и Ю.Трубициной. – Москва: Эксмодетство, 2022. – 96 с.: ил.
2. Жукова, Н.С. Я пишу правильно! От «Букваря» к умению красиво и
грамотно писать: программа для дошкольников/ Н.С. Жукова. – Москва:
Эксмодетство, 2021. – 80 с.
3. Жукова, Н.С. Магнитная азбука: пособие к Букварю/ Н.С. Жукова. –
Москва: Эксмодетство, 2017. – 4 с.
4. Жукова, Н.С. Касса букв, слогов и счёта с карточками на картоне: пособие
к Букварю/ Н.С. Жукова. – Москва: Эксмодетство, 2023. – 4 с.
5. Колесникова, Е.В. Тесты для детей 5 лет/ Е.В. Колесникова. – М.:
Издательство «Просвещение», 2022. – 32 с., цв.ил.
6. Колесникова, Е.В. Тесты для детей 6 лет/ Е.В. Колесникова. – М.:
Издательство «Просвещение», 2021. – 32 с., цв.ил.
7. Колесникова, Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7
лет. Рабочая тетрадь. ФГОС ДО/ Е.В. Колесникова. – М.: Издательство:
Просвещение/Союз, 2025. - 32 с., цв.ил.
8. Нищева, Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная
программа/ Н.В. Нищева. – Изд.2-е. – СПб.: ООО «Издательство «Детствопресс», 2021. – 272 с.
9. Нищева, Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста
№1/ Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2022. – 32
с., цв.ил.
10. Нищева, Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста
№2/ Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2022. – 32
с., цв.ил.
11. Нищева, Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста
№3/ Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2022. – 32
с., цв.ил.
13
Кадровое обеспечение
Минимально допустимая квалификация педагога:
Профессиональная категория: высшая
Уровень образования педагога: высшее профессиональное
Уровень
соответствия
квалификации:
педагогом
профессиональная подготовка по профилю программы.
пройдена
Методические материалы
Основой для разработки методических материалов при организации
работы Программы является следующая система дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех
стрессообразующих факторов образовательного процесса (принцип
психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное
«открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность продвижения каждого обучающегося своим
темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и
явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им
систематически
предоставляется
возможность
выбора
(принцип
вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного
опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения
(принцип непрерывности).
Основные методы, используемые при реализации Программы:
- информационные, репродуктивные (педагог сам объясняет
материал);
- объяснительно-иллюстративные, словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ, мультимедиа
презентация);
- практические (игровые упражнения, моделирование, работа с
разрезной азбукой, дидактические игры, самостоятельная деятельность детей
в центрах развития речи группы, работа с прописями);
- методы стимулирования (поощрение, одобрение, похвала,
награждение, соревнование).
5.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контроль за реализацией Программы проводится в разных формах:
контрольные тесты, беседа, опрос, педагогическое наблюдение, графический
диктант, штриховка, промежуточная аттестация.
Освоение Программы сопровождается промежуточной аттестацией
обучающихся:
- на первом году обучения один раз в год - 28-29 мая 2026 г.;
14
- на втором году обучения - два раза в год: первый раз - 25-27 декабря
2025 г., второй раз - 28-29 мая 2026 г.
Определить достижение обучающимися планируемых результатов
поможет:
- на первом году обучения рабочая тетрадь «Тесты для детей 5 лет»
Колесниковой Е.В.,
- на втором году обучения рабочие тетради «Тесты для детей 6 лет»
Колесниковой Е.В., «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7
лет» Колесниковой Е.В.
Выполнение предложенных игровых заданий позволит определить,
имеется ли у ребенка необходимый запас знаний, умений и навыков,
своевременно определить области, в которых он испытывает затруднения,
оказать ему необходимую помощь и определить степень готовности к
последующему обучению.
6. Список литературы
Список литературы для педагогов
1. Абрамов, А. В. Читалочка: дидактическое пособие/А. В. Абрамов, М.
И. Самойлова. – М.: Просвещение, 2023. – 80 с.
2. Жукова, Н.С. Букварь: учебное пособие/Н.С. Жукова; иллюстрации
В. Трубицына и Ю.Трубициной. – Москва: Эксмодетство, 2022. – 96 с.: ил.
3. Жукова, Н.С. Первая после Букваря книга для чтения: пособие для
развивающего обучения, осуществляемого родителями, воспитателями
детских дошкольных учреждений и учителями/ Н.С. Жукова. – Москва:
Эксмодетство, 2021. – 80 с.
4. Жукова, Н.С. Я пишу правильно! От «Букваря» к умению красиво и
грамотно писать: программа для дошкольников/ Н.С. Жукова. – Москва:
Эксмодетство, 2021. – 80 с.
5. Жукова, Н.С. Магнитная азбука: пособие к Букварю/ Н.С. Жукова. –
Москва: Эксмодетство, 2017. – 4 с.
6. Жукова, Н.С. Касса букв, слогов и счёта с карточками на картоне:
пособие к Букварю/ Н.С. Жукова. – Москва: Эксмодетство, 2023. – 4 с.
7. Жукова, О.С. Летние задания для обучения чтению/О.С. Жукова. –
М.: Издательство «АСТ», 2018. – 64 с.
8. Жукова, О. С. Простые и увлекательные упражнения по обучению
чтению. 15 минут в день / О. С. Жукова. – М.: Астрель, 2012. – 64 с.
9. Кирилина, Р. Как легко научить ребенка читать. Чудесный домик для
обучения чтению / Р. Кирилина, Л. Стрекаловская, С. Кирилин. – М.:
«Издательские решения», 2017 – 20 с.
10. Нищева, Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста.
Парциальная программа/ Н.В. Нищева. – Изд.2-е. – СПб.: ООО
«Издательство «Детство-пресс», 2021. – 272 с.
11. Нищева, Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного
возраста №1/ Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,
2022. – 32 с., цв.ил.
15
12. Нищева, Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного
возраста №2/ Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,
2022. – 32 с., цв.ил.
13. Нищева, Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного
возраста №3/ Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,
2022. – 32 с., цв.ил.
14. Узорова, О.В., Нефедова Е.А. Быстрое обучение чтению: учебное
пособие/О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: ООО «Издательство «АСТ»,
2022. – 288 с.
Список литературы для обучающихся
1. Жукова, Н.С. Букварь: учебное пособие/Н.С. Жукова; иллюстрации В.
Трубицына и Ю.Трубициной. – Москва: Эксмодетство, 2022. – 96 с.: ил.
2. Жукова, Н.С. Я пишу правильно! От «Букваря» к умению красиво и
грамотно писать: программа для дошкольников/ Н.С. Жукова. – Москва:
Эксмодетство, 2021. – 80 с.
3. Жукова, Н.С. Магнитная азбука: пособие к Букварю/ Н.С. Жукова. –
Москва: Эксмодетство, 2017. – 4 с.
4. Жукова, Н.С. Касса букв, слогов и счёта с карточками на картоне:
пособие к Букварю/ Н.С. Жукова. – Москва: Эксмодетство, 2023. – 4 с.
5. Колесникова, Е.В. Тесты для детей 5 лет/ Е.В. Колесникова. – М.:
Издательство «Просвещение», 2022. – 32 с., цв.ил.
6. Колесникова, Е.В. Тесты для детей 6 лет/ Е.В. Колесникова. – М.:
Издательство «Просвещение», 2021. – 32 с., цв.ил.
7. Колесникова, Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей
6-7 лет. Рабочая тетрадь. ФГОС ДО/ Е.В. Колесникова. – М.: Издательство:
Просвещение/Союз, 2025. - 32 с., цв.ил.
8. Нищева, Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста.
Парциальная программа/ Н.В. Нищева. – Изд.2-е. – СПб.: ООО
«Издательство «Детство-пресс», 2021. – 272 с.
9. Нищева, Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного
возраста №1/ Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,
2022. – 32 с., цв.ил.
10. Нищева, Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного
возраста №2/ Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,
2022. – 32 с., цв.ил.
11. Нищева, Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного
возраста №3/ Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,
2022. – 32 с., цв.ил.
Список литературы для родителей
1. Жукова, Н.С. Первая после Букваря книга для чтения: пособие для
развивающего обучения, осуществляемого родителями, воспитателями
детских дошкольных учреждений и учителями/ Н.С. Жукова. – Москва:
Эксмодетство, 2021. – 80 с.
2. Безруких, М. М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и
родителей/ М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2010. – 128 с.
16
3. Кириллова, Л. Энциклопедия методов обучения чтению. Буквы,
слоги, кубики/ Л. Кириллова. – М. Издательство: АСТ, 2008. – 288 с.
4. Сачкова, Е.К. Учимся читать слова: набор для обучения чтению
«Учимся читать»/ Е.К. Сачкова. Издательство БУКВА-ЛЕНД, 2019. – 24 с.
5. Сачкова, Е.К. Учимся читать словосочетания и предложения: набор
для обучения чтению «Учимся читать»/ Е.К. Сачкова. Издательство БУКВАЛЕНД, 2019. – 24 с.
6. Сачкова, Е.К. Учимся читать слоги: набор для обучения чтению
«Учимся читать»/ Е.К. Сачкова. Издательство БУКВА-ЛЕНД, 2019. – 24 с.
7. Сачкова, Е.К. Учимся читать согласные буквы: набор для обучения
чтению «Учимся читать»/ Е.К. Сачкова. Издательство БУКВА-ЛЕНД, 2019. –
24 с.
8. Сачкова, Е.К. Учимся читать гласные буквы: набор для обучения
чтению «Учимся читать»/ Е.К. Сачкова. Издательство БУКВА-ЛЕНД, 2019. –
24 с.
9. Сачкова, Е.К. Учимся читать текст: набор для обучения чтению
«Учимся читать»/ Е.К. Сачкова. Издательство БУКВА-ЛЕНД, 2019. – 24 с.
17