Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ДОП Логоритмика

СОДЕРЖАНИЕ
1
2
3
4
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
5

Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Условия реализации ДОП
Календарный учебный график
Материально-технические условия реализации ДОП.
Информационно-методические условия
Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Список литературы

1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной программы

3
7
10
22
22
22
24
24
26

Данная программа направлена на активизацию речевого развития, формирование
правильного дыхания; формирование необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной
координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и
мелкой моторики; развитие эмоционально-личностных качеств дошкольника:
отзывчивость, различение эмоционального состояния игрового персонажа и т.д.
Актуальность программы
Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого
человека. Именно в эти годы закладывается основы здоровья, гармоничного умственного,
нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения
становятся его потребностью.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая
способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время
наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Все в нашем организме
подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма
тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный
ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче
усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду
необходимо проводить занятия – игровая логоритмика и ритмопластика.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой
функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения
звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая
ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают
положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению
логопедических упражнений и пр. Логоритмические занятия направлены на всестороннее
развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками,
умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий,
на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того,
логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное
влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем,
например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.
Ритмика – это ритмические движения под музыку, и именно она является
начальным этапом освоения искусства танца. Танец – это средство воспитания и развития
личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия его
потенциальных возможностей и самореализации. Гармоничное соединение движения,
музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь
раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.
Занятия ритмикой и танцем развивают физические качества, вырабатывают
правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений,
устраняют такие физические недостатки как сутулость, косолапость, искривление
позвоночника, улучшает состояние здоровья.
Танцевально-ритмическая
гимнастика
основывается
на
простых
общеразвивающих упражнениях. Эффективность в ее разностороннем взаимодействии на
опорно-двигательный аппарат, сердечно сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами
танца, входящими в упражнения танцевально ритмической гимнастики, но и образными
упражнениями танцевально ритмической гимнастики, но и образными упражнениями,
сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников
склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
2

Новизна, педагогическая целесообразность Программы
Новизна программы логоритмики состоит в том, что в данном дошкольном
образовательном учреждении такие занятия еще не проводились. Логоритмические
занятия помогут коррекционному процессу пройти более успешно.
Логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие
технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и
способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения,
овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная программа
составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего,
среднего и старшего дошкольного возраста.
Целевая группа Программы
Программа предназначена для детей в возрасте от 1,5до 5 лет. К освоению Программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования.
Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: дети с ОВЗ.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу во вторую половину дня.
Учебный час равен:
-I группа раннего возраста (1,5-2 года) – 8-10 мин;
-II группа раннего возраста (2-3 года) – 10 минут.
-младшая группа (3-4 года) – 15 минут
- средняя группа (4-5 лет) – 20 минут
Программа кружка «Весёлая логоритмика» рассчитана на 9 месяцев обучения.
Общий объем программы
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
Программы, составляет 144 часа, из них:
- 1 год обучения – 36 учебных часов;
- 2 год обучения – 36 учебных часов;
- 3 год обучения – 36 учебных часов;
- 4 год обучения – 36 учебных часов;
Срок освоения Программы
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Программа реализуется на очных фронтальных занятиях в условиях музыкального
зала. При наличии эпидемиологических ограничений занятия проводятся в группах.
Формы работы с детьми: групповые занятия в музыкальном зале. Формой
проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность
использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим
недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого
воображения - базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание
ребенком действительности. При составлении занятий по логопедической ритмике также
учитываются следующие дидактические принципы: активность, сознательность,
научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный
подход к каждому ребенку.
Содержание дополнительной общеразвивающей Программы
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают
умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше
3

владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат
ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата –
основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить
правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет
мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и
правильное распределение выдоха.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро
реагировать на смену деятельности.

Упражнения-чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью
автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения,
отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается
фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах:
ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими
жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды,
игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные
песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию
игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации
сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе
слов, фраз.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление,
эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат
ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих
способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их
художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие
подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую
моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые
игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты
пропеваются, или музыка звучит фоном.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах
развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а
также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального
произведения.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают
умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации
слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений.
Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности,
приучают детей выполнять правила игры.
Формы подведения итогов
4

Формой подведения итогов по усвоению Программы является педагогическая диагностика, которая проводится в ходе занятий в сентябре и мае.
Нормативно-правовая база
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г.
№273 «Об образовании в РФ», Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»), Письмом Минобрнауки России от
28.04.2017 N ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»), Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
Устав образовательной организации.
Цель и задачи реализации Программы
Цель программы: стимулирование речевых и познавательных процессов развития
ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в
процессе общения со взрослым и сверстниками.
Задачи обучения:
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать речевое дыхание;
-развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
-развивать тонкие движения пальцев рук;
-развивать фонематическое восприятие;
-формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
-формировать грамматический строй и связную речь.
Образовательные задачи:
-формировать двигательные умения и навыки;
-развивать пространственные представления;
-развивать переключаемость и координацию движений;
-развивать ритмическую выразительность;
-развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
-развивать коммуникативные умения и навыки;
-воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
Оздоровительные задачи:
-укреплять костно-мышечный аппарат;
-формировать правильную осанку, походку;
-развивать координацию движений и моторных функций.
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
Программы
О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего
процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели:
5

- сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам,
умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему,
придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;
- сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со
словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
- сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной
выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения
правильно брать дыхание во время пения;
- сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного
аппарата;
- способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых
рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах,
чистоговорках;
- способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения
осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела,
психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление
двигательного автоматизма;
- способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении,
перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;
- способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук
и кистей, быстро реагировать на смену движений;
- положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей
детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку,
активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют,
танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки,
танцевальные и общеразвивающие движения);
- улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической;
- воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и
традициям народов России, родного края, труду людей;
- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих
людей.
2. Учебный план
Данная программа рассчитана на 4 года и предназначена для детей 1,5-5 лет.
Формы работы: групповая совместная образовательная деятельность; индивидуальная самостоятельная образовательная деятельность.
Режим занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Содержание 1 года рассчитано на 36 занятий (36 недель)
Период обучения
Первый год обуВторой год
Третий год
Четвертый
чения (1,5-2 гообучения (2-3
обучения (3-4 год обучения
да)
года)
года)
(4-5 лет)
Длительность заня- 8-10
10
15
20
тий (мин)
Перерывы
между 10
10
10
10
занятиями (мин)
Общее количество 1
1
1
1
занятий в неделю
Общее количество 4
4
4
4
занятий в месяц
6

Общее количество 36
занятий в год
Итого:

36

36

36

144

7

3.Содержание учебного плана
Группа раннего возраста
Месяц №
Название занятия
Сентябрь 1.

Октябрь

Кол-во Время
Занятий (мин)
1

10

2.

«Встреча с белочкой в осеннем
лесу»
«Сидит белка на тележке»

1

10

3.

«Кто грибок найдет?»

1

10

4.

«Гости»

1

10

5.

«В огороде заинька»

1

10

6.

«Зайкина капуста»

1

10

7.

«Лучшая игра»

1

10

8.

«Утенок и его друзья»

1

10

Содержание
- «Танец с листьями», М. Картушиной; Пальчиковая игра «Ладушки»; Песня
«Дождик», М. Картушиной
-Песня «Дождик», М. Картушиной; «Танец с листьями»; Игра «Прилетела
птичка», Е. Теличеевой; Игра «Догонялки с мишкой», М. Картушиной,
- Пальчиковая игра «Ладушки»; Песня «Дождик» М. Картушиной; «Танец с
листьями»; Игра «Прилетела птичка», Е. Теличеевой; Игра «Догонялки с
мишкой»; Упражнение на координацию речи и движения «Поехали»
-Пальчиковая игра «Ладушки»; Упражнение «Ноги и ножки» В. Агафонникова;
Песня «Дождик»; Игра «Прилетела птичка»; Игра «Догонялки с мишкой»;
Стихотворение с движениями «Поехали»; Танец с листьями; Песня «Веселый
бубен»,
-Упражнение «Ноги и ножки»; Песня «В огороде заинька» В. Карасевой;
Русская народная песня «Зайка»; Пальчиковая игра «Ладушки»; Песня
«Веселый бубен»; Игра «Заинька», песня «Дождик».
-Пальчиковая игра «Ладушки»; Песня «Веселый бубен»; Песня «Дождик»;
Игра «Солнышко и дождик» М. Раухвергера; Танец с листьями; Песня «В
огороде заинька»; Стихотворение с движениями «Поехали»; Русская народная
песня «Зайка»; Игра «Заинька»; Упражнение «Ноги и ножки».
-Песня «Котенька»; Игра «Солнышко и дождик»; Упражнение «Ноги и ножки»;
Пальчиковая игра «Утенок»; Русская народная песня «Зайка»; Игра «Заинька»;
Упражнение «Белочки»; Игра «Кот и мыши»,
-Песня «Веселый бубен»; Упражнение «Ноги и ножки»; Пальчиковая игра
«Утенок»; Песня «Вороны» Е. Тиличеевой; Игра «Прилетела птичка»; Песня
«Котенька»; Игра «Кот и мыши»; Песня «Дождик»;Игра «Солнышко и
дождик» ;

Ноябрь

Декабрь

Январь

«Про кота»

1

10

10. «Кот Василий»

1

10

11. «Кот и кошка»

1

10

12. «Утки-беленькие грудки»

1

10

13. «Зайчик в гостях у ребят»

1

10

14. «Зайкин дом»

1

10

15. «Белкина помощница»

1

10

16. «Чудо ёлка»

1

10

17. «Подарки дедушки Мороза»

1

10

18. «Птичья ёлка»

1

10

19. «Мороз и птички»

1

10

9.

-Песня «Котенька»; Упражнение «Ноги и ножки»; Пальчиковая игра «Утенок»;
Игра «Кот и мыши»; Упражнение «Белочки»; Песня «Дождик»
-Песня «Котенька»; Игра «Кот и мыши»; Танец «Веселая пляска»; «Марш» Е.
Тиличеевой; Пальчиковая игра «Пышка»; Песня с движениями «Колыбельная»;
- Песня «Котенька»; «Марш» Е. Тиличеевой; Игра «Кот и мыши»; Пальчиковая
игра «Пышка»; Пальчиковая игра «Утенок»; Песня с движениями
«Колыбельная»;
- Стихотворение с движениями «Снежный дом»; Пальчиковая игра «Утенок»;
Танец «Веселая пляска»; Пальчиковая игра «Пышка»;
-Стихотворение с движениями «Снежный дом»; Песня «Заинька» М. Красева;
Стихотворение с движениями «Падает снежок»; Пальчиковая игра «Пышка»;
Песня «Бубен и погремушки»; Игра «Заинька»; Песня с движениями
«Колыбельная»; Танец «Веселая пляска»;
-Стихотворение с движениями «Падает снежок»; Песня «Заинька»;
Упражнение «Зайчики»; Стихотворение с движениями «Снежный дом»;
Пальчиковая игра «Пышки»; Игра «Зайцы и волк»; Новогодний хоровод (по
выбору); Песня «Бубен и погремушки»; Песня с движениями «Колыбельная»
-Песня «Бубен и погремушки»; Стихотворение с движениями «Падает снежок»;
Игра «Зайцы и волк»; Песня с движениями «Дед Мороз»; Новогодний хоровод
(по выбору); Игра «Пышка»; Стихотворение с движениями «Снежный дом».
-Стихотворение с движениями «Падает снежок»; Упражнение «Белочки и
зайчики»; Песня «Бубен и погремушки»; Песня с движениями «Дед Мороз»
Пальчиковая игра «Елочка»; Игра «Зайцы и волк»; Новогодний хоровод
- Упражнение «Лесные гости»; Пальчиковая игра «Елочка»; Упражнение
«Белочки и зайчики»; Новогодний хоровод (по выбору); Игра «Тихие и громкие
погремушки»; Песня с движениями «Птичка»; Игра «Зайцы и волк»;
Стихотворение с движениями «Падает снежок»; Песня с движениями «Дед
Мороз»;
- Новогодний хоровод (по выбору); Пальчиковая игра «Елочка»; Упражнение
«Лесные гости»; Игра «Тихие и громкие погремушки»; Песня с движениями
«Птичка» Т. Попатенко; Игра «Кошка и птички»
-Упражнение «Лесные гости»; Игра «Санки»; Песня с движениями «Дед
Мороз»; Пальчиковая игра «Лепешки»; Песня с движениями «Птичка»; Игра
«Кошка и птички».
9

Февраль

Март

20. «Танюшка»

1

10

- Стихотворение с движениями «Потягушечки»; Игра «Тихие и громкие
погремушки»; Пальчиковая игра «Лепешки»; Песня с движениями «Дед
Мороз»; Игра «Санки»; Стихотворение с движениями «Леталочка»; Песня с
движениями «Птичка»; Игра «Кошка и птички».

21. «Вкусная каша»

1

10

22. «Аленушка и лошадка»

1

10

23. «Лошадка»

1

10

24. «Капризная внучка»

1

10

- Игра «Плескалочка»; Стихотворение с движениями «Потягушечки»;
Пальчиковая игра «Лепешки»; Песня с движениями «Варись, варись, кашка»;
Песня с движениями «Птичка» Т. Попатенко; Стихотворение с движениями
«Леталочка»; Упражнение «Гусь»; Песня «Собачка» М. Раухвергера; Игра
«Кошка и птички»; Игра «Тихо — громко» Е. Тиличеевой;
- Упражнение «Наша дочка»; Стихотворение с движениями «Потягушечки»;
Игра «Плескалочка»; Пальчиковая игра «Цып-цып»; Пальчиковая игра
«Лепешки»; Стихотворение с движениями «Леталочка»; Упражнение «Еду к
бабе, к деду»; Песня с движениями «Варись, варись, кашка»; Игра «Тихо —
громко»; Игра «Прокати, лошадка, нас!» В. Агафонникова и К. Козыревой;
- Стихотворение с движениями «Потягушечки»; Упражнение «Наша дочка»;
Игра «Тихо — громко»; Песня с движениями «Варись, варись, кашка;
Упражнение «Еду к бабе, к деду»; Песня «Игра с лошадкой» И. Кишко; Танец с
флажками; Песня «Лошадка» М. Раухвергера;
- Игра «Плескалочка»
; Упражнение «Наша дочка»; упражнение «Еду к бабе, к деду»; Песня «Вот
какая бабушка» Е. Тиличеевой; Песня с движениями «Варись, варись, кашка»;
Игра «Тихо — громко»; Пальчиковая игра «Цыпа-цыпа»; Песня с движениями
«Бобик» Т. Попатенко; Упражнение «На крыше»; «Танец с флажками».

25. «Хозяюшка»

1

10

;
26. «Котенок и щенок»

1

10

27. «Про собачку»

1

10

28. «Таня пропала»

1

10

-Песня «Собачка» И. Арсеева; Упражнение «Еду к бабе, к деду»; Упражнение
«На крыше»; Песня с движениями «Варись, варись, кашка»; Пальчиковая игра
«Цыпа-цыпа»; Песня «Лошадка» М. Раухвергера; Пальчиковая игра
«Оладушки»; Песня «Пирожок» Е. Тиличеевой; Танец «Раз-два!»
-Пальчиковая игра «Оладушки»; Упражнение «Еду к бабе, к деду»; Песня «Вот
какая бабушка»; Пальчиковая игра «Коготки»; Песня с движениями «Бобик»;
Упражнение «На крыше»; Танец «Раз-два!»;
- Песня «Собачка»; Упражнение «На крыше»; Пальчиковая игра «Коготки»;
Песня с движениями «Бобик»; Игра «Бобик и птички»; Игра «Плескалочка»;
Танец «Раз-два!»;
-Пальчиковая игра «Оладушки; Упражнение «Наша дочка»; Танец уточек;
10

Песня с движениями «Ручеек-журчалочка» О. Боромыковой; Пальчиковая игра
«Коготки»; Пальчиковая игра «Цыпа-цыпа»; Игра «Бобик и птички»; Танец
«Раз-два»; Песня с движениями «Бобик»; Игра «Плескалочка»;
Апрель

Май

29. «Верные друзья»

1

10

30. «Про петушка»

1

10

31. «Уточка и курочка»

1

10

32. «Цыплячий переполох»

1

10

33. «Радуга горка»

1

10

34. «Майский день»

1

10

35. «Про зеленую лягушку»

1

10

36. «После дождя»

1

10

- Русская народная прибаутка «Петушок»; Песня с движениями «Бобик»;
Упражнение «На крыше»; Игра «Бобик и птички»; Танец уточек; Песня с
движениями «Ручеек-журчалочка»; Игра «Прокати, лошадка, нас»; Песня
«Наш оркестр»; Танец «Раз-два»;
- Пальчиковая игра «Бычок»; Танец уточек; Чешская народная игра «Прогоним
курицу»; Танец «Вот как пляшут наши ножки» И. Арсеева;
- Стихотворение с движениями «Петушок»; Русская народная прибаутка
«Петушок»; Песня с движениями «Ручеек-журчалочка»; Танец «Вот как
пляшут наши ножки»; Песня «Цыплята» А. Филиппенко; Танец уточек;
Пальчиковая игра «Бычок»; Пальчиковая игра «Цыпа-цыпа»; Песня «Наш
оркестр»;
-Песня с движениями «Цыплята»; Русская народная прибаутка «Петушок»;
Танец уточек; Стихотворение с движениями «Петушок»; Чешская народная
игра «Прогоним курицу»; Песня с движениями «Ручеек-журчалочка»;
Пальчиковая игра «Бычок»; Песня «Наш оркестр»; Танец «Вот как пляшут
наши ножки»;
- Русская народная песня «Дождик»; Песня «Наш оркестр»; Русская народная
прибаутка «Петушок»; Песня с движениями «Ручеек-журчалочка»;
Стихотворение с движениями «Петушок»; Пальчиковая игра «Улитка»; Игра
«Дети и волк»; Упражнение «На крыше»;
- Упражнение «Хорошо в лесу»; Танец пчел; Игра «Бобик и птички»; Игра
«Дети и волк»; Пальчиковая игра «Улитка»; Игра «Дети и волк»; Упражнение
«На крыше»;
-Упражнение «Хорошо в лесу»; Танец пчел; Игра «Бобик и птички»; Игра
«Дети и волк»; Пальчиковая игра «Улитка»; Стихотворение с движениями
«Дождик»;
- Упражнение «Хорошо в лесу»; Пальчиковая игра «Улитка»; Игра «В лесу»;
Игра «Дети и волк»; Танец пчел; Пальчиковая игра «Лягушка»; Стихотворение
с движениями «Дождик»; Игра «Лягушки и аист»; Русская народная песня
«Дождик»; Упражнение «Устали наши ножки»;
- Стихотворение с движениями «Дождик»; Русская народная песня «Дождик»;
11

Пальчиковая игра «Улитка»; Игра «В лесу»; Танец пчел; Пальчиковая игра
«Лягушка»; Игра «Лягушки и аист»; Игра «Дети и волк»;
Младшая группа
Месяц

№

Название занятия

Кол-во Время
занятий (мин)

«Дудочка»

1

15

2.

«Про то, как рыжий кот у
бабушки живет»

1

15

3.

«Кот и пес»

1

15

4.

«Чудесное яблоко»

1

15

5.

«Яблонька»

1

15

6.

«Как растили капусту»

1

15

7.

«Заяц в огороде»

1

15

8.

«День рождения зайчика»

1

15

Сентябрь 1.

Октябрь

Содержание
-Упражнение «Дудочка»; Танец «Весело идем»; Песня «Ку-ку»; Упражнение
«Ветер»; Игра «Ай ты дудочка-дуда»; Пальчиковая игра «Ладушки»; Прибаутка
«Ладушки»;
-Упражнение «Дудочка»; Танец «Весело идем»; Гимнастика «Про кота»;
Пальчиковая игра «Ладушки»; Прибаутка «Ладушки»; Игра «Ай ты дудочкадуда»; Речевая игра «Кто как поет»; Упражнение «Ветер»; Пальчиковая
гимнастика «Царапки»; Игра «Кот и мыши»;
-Песня «Кошка»; Гимнастика «Кот лакает молоко»; Пальчиковая игра
«Ладушки»; песня «Ладушки»; Песня «Жучка»; Игра «Кто как поет»;
Упражнение «Ветер»; Стихотворение «Гриб»; Пальчиковая игра «Царапки»;
Игра «Ай ты дудочка дуда»;
-Упражнение «Ножки»; Стихотворение «Гриб»; Упражнение «Ветер»; Игра
«Ай ты дудочка дуда»; Песня «Жучка»; Игра «Царапки»; Стихотворение
«Дедушка Егор»; Игра «Кто как поет»; Игра «Кот и мыши»; Игра «Ладушки»;
- Потешка «Дедушка Егор»; Упражнение «Яблоки»; Танец с осенними
листьями; Пальчиковая игра «Зайчик»; Игра «Яблочко»; Песня о дождике;
-Упражнение «Ножки»; Хоровод «Вы умеете сажать капусту?»; Упражнение
«Шла собака»; Песня «Жучка»; Игра «Яблоко»; Песня о дождике; Танец с
листьями; Пальчиковая игра «Зайчик»; Песня «В огороде заинька»; потешка
«Дедушка Егор»;
-Песня «Во саду ли в огороде»; Хоровод «Вы умеете сажать капусту?»; Песня о
дождике; Игра «Яблоко»; Игра «Осенние листья»; Танец с листьями;
Стихотворение «Гриб»; Стихотворение «Филин»; Пальчиковая игра «Зайчик»;
Песня «Жучка»; Упражнение «Зайчик»; Упражнение «Шла собака»; Песня «В
огороде заинька»;
-Упражнение «Ножки»; Песня об осени; Упражнение «Зайка»; Песня «В
огороде заинька»; Пальчиковая игра «Зайчик»; Упражнение «Гриб»;
12

Пальчиковая игра «Осенние листья»; Танец с листьями; Веселая пляска;
Потешка «Дедушка Егор»;
Ноябрь

Декабрь

Январь

9.

«Домик для воробья»

1

15

10.

«Домок -теремок»

1

15

11.

«Приближается зима»

1

15

12.

«Зимовье зверей»

1

15

13.

«Мельник и медведь»

1

15

14.

«Медвежонок Мишутка»

1

15

15.

«Серебряный ключик»

1

15

16.

«Новогодняя елка»

1

15

17.

«Снеговик»

1

15

18.

«Новогодняя елка в лесу»

1

15

- Упражнение «ла собака»; Игра «Царапки»; Веселая пляска; Упражнение
«Птенчик»; Игра «Яблоко»; Игра «Осенние листья»; Песня об осени;
Стихотворение «Дом»; Танец с листьями; Игра «Воробей»; Упражнение
«Гуси»;
- Потешка «Дубок»; Песня об осени; Стихотворение «Дом»; Упражнение
«Гуси»; Ритмическая игра «Воробей»; Пальчиковая игра «Ватрушки»;
Упражнение «Зайка»; Песня «В огороде заинька»; Игра «Осенние листья»;
-Дыхательное упражнение «Валенки»; Гимнастика «Погреем руки»; Песня об
осени Стихотворение «Дом»; Песня «Жучка»; Веселая пляска; Ритмическая
игра «Воробей»; Игра «Кто как кричит»; Стихотворение «Помощник»;
Пальчиковая игра «Ватрушки»; Игр «Колокольчик»;
-Потешка «Дубок»; Упражнение «Стройка»; Стихотворение «Дом»; Веселая
пляска; Песня о зиме; Стихотворение «Помощник»; Пальчиковая игра
«Ватрушка»; Игра «Колокольчик»; Речевая игра «Кто как кричит»;
- Потешка «Дубок»; Песня о зиме; Упражнение «Снежинки»; Игра «Воробей»;
Стихотворение «Дом»; Упражнение «Дуйте ветра»; Упражнение «Валенки»;
Пальчиковая игра «Ватрушка»; Упражнение «Лошадка и кучер»; Упражнение
«Едем на лошадке»;
-Упражнение «Валенки»; Песня о зиме: Игра «Снежинки»; Упражнение
«Зимние забавы»; Игра «Колокольчик»; Игра «Снегирь»; Новогодний хоровод;
-Упражнение «Зимние забавы»; Упражнение «Снежинки»; Песня о зиме; Игра
«Снегирь»; Стихотворение «Елка»; Песня «Жучка»; Игра «Снежинки»; Песня о
деде Морозе; Игра «Едем на лошадке»; Новогодний хоровод;
-Новогодний хоровод; Упражнение «Снежинки»; Стихотворение «Елка»;
Упражнение «Лиса по лесу ходила»; Игра «Снегирь»; Упражнение «Зимние
забавы»; Игра «Наряжаем елку»; Песня о деде Морозе;
- Новогодний хоровод; Упражнение «Снежинки»; Стихотворение «Снеговик»;
Песня о деде Морозе; Упражнение «Лиса по лесу ходила»; Игра «Снежинки»;
Елочный хоровод;
-Упражнение «Зимние забавы»; Упражнение «Лесные гости»; Упражнение
«Лиса по лесу ходила»; Пальчиковая игра «Украшаем елочку»; Стихотворение
«Снеговик»; Игра «Снежинки»; Песня о деде Морозе; Новогодний хоровод;
13

Февраль

Март

Апрель

19.

«Помогите птицам»

1

15

20.

«Кукла Аня»

1

15

21.

«Новоселье куклы»

1

15

22.

«Поезд игрушек»

1

15

23.

«Парад игрушек»

1

15

24.

«Иван Иваныч Самоварыч»

1

15

25.

«У меня полно хлопот»

1

15

26.

«Как козлик маму искал»

1

15

27.

«Паравозик из Ромашково»

1

15

28.

«Зайкина шубка»

1

15

29.

«Храбрый цыпленок»

1

15

30.

«Мамы и малыши»

1

15

31.

«Как петушок утро проспал» 1

15

32.

«Прогулка в весенний лес»

15

1

- Упражнение «Лесные гости»; Песня о зиме; Упражнение «Снежинки»;
Упражнение «Лис по лесу ходила»; Стихотворение «Снеговик»; Упражнение
«Птички»;
- Упражнение «Раз-два»; Упражнение «Водичка»; Песня «Зима»; Упражнение
«Зимние забавы»; Стихотворение «Снеговик»; Прятки с платком;
- Упражнение «Раз-два»; Песня «Бобик»; Пальчиковая игра «Хлебушек»;
Речевая игра «Самолет»; Упражнение «Игрушки»; Стихотворение «Танцуй, моя
кукла»; Танец «Куклы»; Игра «Прятки»;
-Стихотворение «Танцуй, моя кукла»; Танец «Куклы»; Игра «Барабан»; Игра
«Аты-баты»; Игра «Самолет»; Игра «Хлебушек»; Игра «Прятки»;
- Стихотворение «Танцуй, моя кукла»; Игра «Барабан»; Игра «Самолет»;
Упражнение «Конь»; Песня «Самолет»; Игра «Аты-баты»; Танец с флажками;
- Игра «Аты-баты»; Танец с флажками; Упражнение «Конь»; Игра «Хлебушек»;
Игра «Барабан»; Песня «Помощники»; Стихотворение «Танцуй, моя кукла»;
Гимнастика «Киска лакает молоко»; Игра «Прятки»;
- Пальчиковая игра «Семья»; Игра «Хозяйка»; Стихотворение «Танцуй, моя
кукла»; Игра «Аты-баты»; Упражнение «Конь»; Игра «Барабан»; Песня
«Помощники»; Песня о маме;
- Пальчиковая игра «Семья»; Игра «Хозяйка»; Песня «Помощники»;
Упражнение «Козлята»; Песня «Бобик»; Песня о маме; Игра «Козленок»;
- Песня о маме; Игра «Козленок»; Игра «Пение птиц»; Песня о весне; Игра
«Подснежник»; Весенний хоровод;
-Упражнение «Весенняя песенка»; Песня о весне; Упражнение «Поезд»; Игра
«Пение птиц»; ; Игра «Подснежник»; Упражнение «Перепрыгни через лужи»;
- Игра «Пение птиц»; Песня о весне; Игра «Подснежник»; Песня «Петушок»;
Пальчиковая игра «Хрюшка»; Песня «Белые гуси»; Песня «Курица»; Песня
«Цыплята»; Игра «Жуки»;
- Игра «Пение птиц»; Песня о весне; Упражнение «Козлята»; Пальчиковая игра
«Хрюшка»; Песня «Белые гуси»; Песня «Цыплята»;
-Упражнение «Весенняя песенка»; Песня о весне; Упражнение «Козлята»;
Упражнение «Барашеньки»; Упражнение «Конь»; Пальчиковая игра «Хрюшка»;
Игра «Жуки»; Весенний хоровод
- Упражнение «Поезд»; Песня о весне; Хоровод «Солнышко»; Речевая игра
«Разговоры»; Пальчиковая игра «Маленький зайчишка»; Игра «Мишка
14

Попляши»;
Май

33.

«Дел много у зверей»

1

15

34.

«Чей это домик?»

1

15

35.

«Пароходик»

1

15

36.

«Дуся ехала на дачу»

1

15

- Упражнение «Поезд»; Хоровод «Солнышко»; Речевая игра «Разговоры»;
Песня «Кастрюля-хитрюля»; Упражнение «Песенка про зарядку»; Игра
«Маленький зайчишка»; Игра «Мишка Попляши»; Веселый танец;
- Упражнение «Песенка про зарядку»; Игра «Маленький зайчишка»; Веселый
танец; Хоровод «Солнышко»; Речевая игра «Разговоры»; Игра «Мишка
Попляши»; Упражнение «Синичка»;
- Хоровод «Солнышко»; Упражнение «Песенка про зарядку»; Игра «Маленький
зайчишка»; Речевая игра «Разговоры»; Игра «Мишка Попляши»; Веселый
танец; Песня «Идем гуськом»;
- Хоровод «Солнышко»; Упражнение «Песенка про зарядку»; Игра «Мишка
Попляши»; Пальчиковая игра «Семья»; Упражнение «Синичка»; Игра
«Маленький зайчишка»;

Средняя группа
Месяц

№ Название занятия

Сентябрь 1.
2.
3.
4.

«Цыпленок и его семья»
«История о том, как Цып и
Цыпа свой дом искали»
«Белая козочка»
«У кошки день рождения»

Кол-во Время
Занятий (мин)
1

15

1

15

1

15

1

15

Содержание
- Двигательное упражнение «Мчится поезд»; Чистоговорка [ж]; Пальчиковая
игра «Курица»; Логопедическая гимнастика; Немецкая народная песня
«Хохлатка»; Стихотворение с движениями «Петушок»; Игра «Кошка и
цыплята»; Стихотворение с движениями «Петушок»
- Пальчиковая игра «Улитка»; Двигательное упражнение «Мчится поезд»;
Русская народная песня «Кукушечка»; Двигательные упражнения «Мы —
птички»; Немецкая народная песня «Хохлатка»; Пальчиковая игра «Курица»;
Игра «Кошка и цыплята»;
- Двигательные упражнения «Козочка»; Пальчиковая игра «Улитка»;
Стихотворение с движения»» «Петушок»; Немецкая народная песня
«Хохлатка»; Пальчиковая игра «Курица»; Двигательные упражнения «Мы —
птички»; Игра «Шел Молчан»;
-Русская народная песня «Кукушечка»; Пальчиковая игра «Улитка»;
Двигательные упражнения «Мы — птички»; Упражнение «Киска»
на развитие координации речи и движения; Ритмическая игра «Барашек»; Игра
«Кошка и цьплята»; Немецкая народная песня «Хохлатка»; Игра «Шел
15

Молчан»
Октябрь 5.
6.
7.
8.

Ноябрь

9.
10.
11.
12.

«Лесные звезды»
«Зайка огородник»
«Любимое кушанье»
«Дорога на мельницу»

«Верные друзья»
«Сказка про зайцев»
«Круглый год»
«Времена года»

1

15

1

15

1

15

1

15

1

15

1

15

1

15

1

15

- Упражнение «Киска» на развитие координации речи и движения; Ритмическая
игра «Барашек»; Пальчиковая игра «Улитка»; Русская народная песня
«Кукушечка»; Песня о дождике; Фонопедическое упражнение «Осенние
листья»; Танец-игра «Эх, зайка!»; Песня об осени; Хоровод «Огороднаяхороводная»; Двигательные упражнения «Козочка»; Песня «Ежик и мыши» с
движениями; Пальчиковая игра «Сосна»; Фонопедические упражнения; Танецигра «Эх, зайка!»;
- Песня «Зайка»; Пальчиковая игра «Сосна»; Упражнение на увеличение
продолжительности выдоха; Песня «Ежик и мыши» с движениями;
Скороговорка «Три сороки»; Чистоговорка «Пчелы»; Танец-игра «Эх, зайка!»;
Игра на внимание «Погоня»; Хоровод «Огородная-хороводная»;
- Песня об осени; Ритмическая игра «Воробьи и вороны»; Игра на внимание
«На коне-скакуне»; Игра на внимание «На коне-скакуне»; Песня «Огороднаяхороводная»; Пальчиковая игра «Листопад» ; Пальчиковая игра «Сосна»;
Французская народная игра «Ленивый мельник»
- Ритмическая игра «Воробьи и вороны»; Песня «Зайка»; Пальчиковая игра
«Листопад»; Хоровод «Огородная-хороводная»; Песня «Ежик и мыши» с
движениями; Польская народная игра «На мельнице»; Французская народная
игра «Ленивый мельник»; Игра на внимание «На коне-скакуне»;
- Песня «Зайка»; Пальчиковая игра «Листопад»; Ритмическая игра «Воробьи и
вороны»; Двигательное упражнение «Зайки»; Массаж рук «Умывалочка»;
Польская народная игра «На мельнице»; Французская народная игра «Ленивый
мельник»; Игра на внимание «На коне-скакуне»; Упражнение на развитие
дыхания;
- Ритмическая игра «Воробьи и вороны»; Английская народная песня
«Зарядка»; Логопедическое упражнение «Болтушка»; Массаж рук
«Умывалочка»; Песня «Зайка»; Двигательное упражнение «Зайки»; Польская
народная игра «На мельнице»; Французская народная игра «Ленивый
мельник»; Пальчиковая игра «Листопад» ; Песня о зиме; Упражнение
«Деревья» на напряжение
и расслабление мышц;
- Упражнение «Деревья» на напряжение и расслабление мышц; Песня «Зайка»;
Фонопедическое упражнение «Весна»; Ритмическая игра «Воробьи и вороны»;
16

Массаж рук «Умывалочка»; Пальчиковая игра «Листопад»; Русская народная
потешка «Кисонька-Мурысонька»; Английская народная песня «Зарядка»;
Декабрь 13.
14.
15.
16.

Январь

17.
18.
19.
20.

«Про Мурочку-Мурысоньку»
«Мурка в город собирается»
«Как Мурочка деда Мороза
будила»
«Дед Мороз»

«Снегурочка на новогодней
елке в лесу»
«Волчья песня»
«Петушок»
«Лисичка со скалочкой»

1

15

1

15

1

15

1

15

1

15

1

15

- Английская народная песня «Зарядка»; Массаж рук «Умывалочка»; Песня о
зиме; Упражнение «Деревья» на напряжение и расслабление мышц; Польская
народная игра «На мельнице»; Польская народная игра «На мельнице»;
Французская народная игра «Ленивый мельник»; Песня «Зайка»; Русская
народная потешка «Кисонька-Мурысонька»;
- Упражнение «Деревья» на напряжение и расслабление мышц; Упражнение
для рук «Маленькие снежинки»; Песня в зиме; Двигательные упражнения
«Дорожка» на мелодию русской пляски «Топотуха»; Французская народная
игра «Ленивый мельник»; Русская народная потешка «Кисонька-Мурысонька»;
Пальчиковая игра «Елочка»; Новогодний хоровод; Стихотворение «МурочкаСнегурочка» с движениями;
- Русская народная потешка «Кисонька-Мурысонька»; Двигательные
упражнения «Дорожка»; Упражнение «Деревья» на напряжение
и расслабление мышц; Логопедическая гимнастика; Игра «Догонялки с
мишкой»; Двигательное упражнение «Зайки»; Упражнение для рук
«Маленькие снежинки»; Пальчиковая игра «Елочка»; Стихотворение
«Мурочка-Снегурочка» с движениями;
- Упражнение для рук «Маленькие снежинки» ; Стихотворение «Как на горке
снег» с движениями; Игра «Догонялки с Мишкой»; Логопедическое
упражнение «Лошадка»; Песня о Деде Морозе; Фонопедическое упражнение
«Зверюшки»; Двигательное упражнение «Дорожка» на мелодию русской
пляски «Топотуха»; Пальчиковая игра «Елочка»; Стихотворение «МурочкаСнегурочка» с движениями;
- Упражнение на укрепление мышц губ и формирование навыка равномерного
продолжительного выдоха; Двигательное упражнение «Дорожка»
на мелодию русской пляски «Топотуха»; Пальчиковая игра «Елочка»;
Логопедическая гимнастика на координацию движений языка, губ и выдоха;
Елочный хоровод; Стихотворение «Как на горке снег» с движениями; Игра
«Догонялки с Милкой»; Упражнение для рук «Маленькие снежинки»
- Русская народная скороговорка «Наш Полкан»; Упражнение для рук
«Маленькие снежинки»; Пальчиковая игра «Елочка»; Новогодний хоровод;
Стихотворение «Как на горке снег» с движениями; Игра «Догонялки с
17

Февраль 21.
22.
23.
24.

Март

«Петух и собака»
«Бременские музыканты»
«Возьми меня с собой»
«А что у вас?»

25. «Вот так мастера!»
26. «Как стать большим»
27. «Даша и Маша»

1

15

1

15

1

15

1

15

1

15

1

15

1

15

Мишкой»; Русская народная песня «Курочка-Рябушечка»; Упражнение на
развитие дыхания «Кукареша»;
- Стихотворение с движениями «Как на горке снег»; Песня «Строим дом»;
Упражнение для рук «Маленькие снежинки»; Упражнение на координацию
речи и движений «Хозяюшка»; Упражнение на развитие дыхания «Кукареша»;
Упражнение на развитие внимания «Спасатели»; Логопедическая гимнастика
на стимуляцию движений нижней челюсти; Английская детская песня-игра
«Ку-ка-ре-ку»
- Стихотворение с движениями «Как на горке снег»; Песня с движениями
«Строим дом»; Русская народная песня «Курочка-Рябушечка»; Пальчиковая
игра «Гусь»; Упражнение на развитие дыхания «Кукареша»; Английская
детская песня-игра «Ку-ка-ре-ку»; Упражнение на координацию
речи и движений «Хозяюшка»;
- Русская народная песня «Курочка-Рябушечка»; Пальчиковая игра «Гусь»;
Игра «Мышеловка»; Упражнение на развитие дыхания «Кукареша»; Хоровод
«Будем маме помогать»; Упражнения на координацию речи и движений
«Лиса»; Песня «Строим дом»; Английская детская песня-игра «Ку-ка-ре-ку»;
- Пальчиковая игра «Гусь»; Игра «Мышеловка»; Русская народная песня
«Курочка-Рябушечка»; Упражнение на координацию речи и движений
«Хозяюшка»; Упражнение на развитие дыхания; Упражнение на развитие
дыхания «Кукареша»; Песня «Строим дом»;
- Упражнение на развитие дыхания «Самолет»; Песня «Самолет»; Упражнение
на развитие внимания «Светофор»; Матросский танец «Яблочко»;
Фонопедические упражнения «Машина»; Игра на развитие внимания
«Молодой солдат»; Коммуникативная игра «Оладушки»; Хоровод «Будем маме
помогать»
- Песня о бабушке; Игра «Мышеловка»; Матросский танец «Яблочко»;
Упражнение на развитие дыхания
«Воздушный шар»; Фонопедическое упражнение «Самолет»; Песня
«Самолет»; Коммуникативная игра «Оладушки»; Пальчиковая игра «Иголка»;
Фонопедические упражнения «Машина»;
- Ритмическая игра «Сапожник»; Коммуникативная игра «Оладушки»;
Фонопедические упражнения «Машина»; Диалог «Сапожник»; Матросский
танец «Яблочко»; Белорусская народная песня-игра «Эй, кузнец Мартынка»;
18

28. «Горшочек каши»

Апрель

Май

29.
30.
31.
32.

«Как мышонок стал
трудолюбивым»
«Сказка про бурого мишку и
мышку-вертушку»
«Чьи это ушки?»
«История о том, как мышата
помогли зайчонку свой дом
найти»

33. «Красный фонарик»
34. «Колесо»

1

15

1

15

1

15

1

15

1

15

1

15

1

15

1

15

Пальчиковая игра «Иголка»; Упражнение на развитие дыхания «Воздушный
шар»;
- Упражнение на развитие дыхания «Воздушный шар»; Стихотворение с
движениями «Тик-так»; Песня «Часы»; Диалог «Сапожник»; Ритмическая игра
«Сапожник»; Белорусская народная песня-игра «Эй, кузнец Мартынка»;
Комплекс общеразвивающих упражнений «Дождик»;
- Песня о весне; Двигательные упражнения «В лес»; Русская народная закличка
«Солнышко»; Хоровод «Цветы»; Пальчиковая игра «Иголка»; Ритмическая игра
«Сапожник»; Диалог «Сапожник»; Белорусская народная песня-игра «Эй,
кузнец Мартынка»; Упражнение на развитие дыхания «Воздушный шар»;
Стихотворение с движениями «Тик-так», Песня «Часы»;
- Русская народная закличка «Солнышко»; Пальчиковая игра «Иголка»; Песня о
весне; Стихотворение с движениями «Фиалка»; Хоровод «Цветы»; Песня
«Варись, каша!»; Диалог «Сапожник»; Ритмическая игра «Сапожник»;
Двигательное упражнение «Сапожок»; Белорусская народная песня-игра «Эй,
кузнец Мартынка»;
- Русская народная закличка «Солнышко»; Двигательное упражнение
«Побежали»; Общая пляска; Двигательное упражнение «Сапожок»;
Ритмическая игра «Молотки»; Словенская народная песня «Белка пела и
плясала»; Песня «Варись, каша!»; Стихотворение с движениями «Фиалка»
- Хороводная игра «А мы по лесу гуляли; Хоровод «Цветы»; Стихотворение с
движениями «Фиалка»; Словенская народная песня «Белка пела и плясала»;
Логопедическая гимнастика; Песня «Варись, каша!»; Хороводная игра «На
лесной полянке»
- Песня о весне; Стихотворение с движениями «Фиалка»; Хороводная игра «А
мы по лесу гуляли»; Словенская народная песня «Белка пела и плясала»;
Ритмическая игра «Молотки»; Подвижная игра «Филин и мыши»; Песня
«Варись, каша!»;
- Пальчиковая игра «Десять мышат»; Двигательные упражнения «Мышиная
зарядка»; Массаж рук «Умывалочка»; Хороводная игра «На лесной полянке»;
Хороводная игра «А мы по лесу гуляли»; Подвижная игра «Филин И мыши»;
Стихотворение с движениями «Семейка»; Песня «Варись, каша!»
- Хороводная игра «А мы по лесу гуляли»; Хороводная игра «На лесной
полянке»; Подвижная игра «Филин и мыши»; Пальчиковая игра «Десять
19

35. «Бычок-смоляной бочок»
36. «Коза-обманщица»
1

15

1

15

1

15

мышат; Стихотворение с движениями «Семейка»; Массаж рук «Умывалочка»;
Песня «Варись, каша!»; Танец «Веселая полька»
-Песня о солнце; Игра на внимание «Автомобиль»; Двигательные упражнения
«Щенок»; Игра «Лягушки и цапля»; Пальчиковая игра «Десять мышат»;
Стихотворение с движениями «Семейка»; Танец «Веселая полька
- Песня о солнце; Пальчиковая игра «Десять мышат»; Стихотворение с
движениями «Семейка»; Игра «Кот и мыши»; Массах рук «Умывалочка;
Логопедическая гимнастика на стимуляции мимико- артикуляторных мышц
- Массаж рук «Умывалочка»; Русская народная потешка с движениями
«Козонька рогатая»; Игра «Лягушки и цапля»; Танец «Веселая полька»;
Пальчиковая игра «Десять мышат»; Песня о солнце; Игра «Кот и мыши»; Игра
на развитие внимание «Коза и волк»

20

4. Условия реализации Программы
4.1. Календарный учебный график
1. Организация образовательного процесса
Продолжительность учебного года: с 1 сентября 2023 года по 31 мая 2024 года.
Количество учебных недель в учебном году – 36.
Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими праздничными днями в 2023-2024 учебном году являются:
 1,2,3,4,5,6,8 января – Новогодние каникулы,
 7 января – Рождество Христово,
 23 февраля – День защитника Отечества,
 8 марта – Международный женский день,
 1 мая – Праздник Весны и Труда,
 9 мая – День Победы,
 12 июня – День России,
 4 ноября – День Народного единства.
Продолжительность летнего периода: с 1 июня по 30 августа 2024 года.
2.Регламентирование образовательного процесса на неделю:
-Общее количество занятий в неделю в возрастных группах:
I группа раннего возраста – 1 занятие (продолжительностью 8-10 мин)
II группа раннего возраста – 1 занятие в неделю (продолжительностью 10 мин)
Младшая группа – 1 занятие в неделю (продолжительностью 15 мин)
Средняя группа – 1 занятие в неделю (продолжительностью 20 мин)
-Перерыв между занятиями – 10 минут.
-Общее количество занятий в год в возрастных группах:
I группа раннего возраста – 36 занятий
II группа раннего возраста – 36 занятий
Младшая группа – 36 занятий
Средняя группа – 36 занятий
3.Результаты освоения Программы:
Педагогический мониторинг проводится в ходе занятий.
Структура учебного года в группах
Срок
Формы образовательной деятельности
01.09.2023 – 14.09.2023
Адаптационный период, педагогическая диагностика, организация ОД в РМ, СД
14.09.2023 – 29.12.2023
Образовательная деятельность по дополнительной общеразвивающей программе «Логоритмика»
29.12.2023 – 08.01.2024
Праздничные (нерабочие) дни
09.01.2024– 20.05.2024
Образовательная деятельность по дополнительной общеразвивающей программе «Логоритмика»
20.05.2024 – 31.05.2024
Педагогическая диагностика, организация ОД в РМ, СД
01.06.2024 – 30.08.2024
Летний период (организация ОД в РМ, СД)
-Образовательная деятельность в летний период допускается.
4.2. Материально техническое обеспечение
Для реализации программы и достижения планируемых результатов имеется
необходимое материально-техническое обеспечение. Логоритмические занятия проводятся
в музыкальном зале, где созданы все необходимые материально-технические условия,
обеспечивающие возможность достижения воспитанниками планируемых результатов
освоения Программы.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) музыкального
зала соответствует требованиям СанПиН 2.4.3648-20, ФГОС ДО и обеспечивает

возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной
активности детей. РППС содержательно насыщенна, психологически комфортна,
трансформируема, вариативна, многообразна, доступна и безопасна, вызывает интерес
детей к музыкальному творчеству, побуждает к активности, способствует успешной
реализации программы.
Пространство музыкального зала, условно можно разделить на 3 зоны:
1.
«Рабочая» (оборудована: столом, ноутбуком)
2.
«Спокойная», где осуществляется восприятие музыки, пение, элементарное
музицирование.
Оборудована: фортепиано, акустической системой, мультимедийной системой,
мольбертом для наглядного материала.
3.
«Активная» - достаточно большое пространство для музыкального движения,
музыкально-дидактических игр, оборудована ковром.
Музыкальный зал оснащен необходимыми музыкальными инструментами и
пособиями для полноценного развития детей: аудиоаппаратурой, мультимедийной
установкой, фортепиано, современным нотным материалом, СD-дисками, пособиями и
атрибутами, музыкальными игрушками, детскими музыкальными и шумовыми
инструментами, музыкально-дидактическими играми, масками и костюмами для
театральной деятельности. Имеется в наличии необходимый систематизированный
дидактический,
демонстрационный,
раздаточный
материал
для
обеспечения
воспитательно-образовательного процесса.
Предметная развивающая среда способствует охране и укреплению физического и
психического здоровья ребенка, полноценному развитию личности.
Оборудование
- Фортепиано
- Ноутбук
- Микрофон
- Экран
- Мультимедийный проектор
- Стулья детские
- Стул для фортепиано
Музыкальные инструменты
2. Металлофон диатонический
3. Барабаны
4. Бубны
5. Дудочки
6. Маракасы
7. Ложки деревянные
8. Погремушки
9. Треугольники
10. Колокольчики
11. Трещотки
12. Ксилофоны
13. Дудочки
14. Свистульки
Атрибуты для занятий
1. Флажки разноцветные
2. Ленты
3. Султанчики
22

4. Платочки разноцветные
5. Цветы искусственные
6. Осенние ветви
7. Осенние листья
8. Снежки
9. Бубенцы
10. Маски картонные
11. Набор мягких игрушек
12. Набор пластмассовых игрушек
13. Набор резиновых игрушек
14. Куклы
16. Куклы БИБАБО
17. Большие платки с народным орнаментом
18. Ёмкости для хранения атрибутов
4.3. Информационное обеспечение
Дошкольному учреждению доступно полноценное информационное обеспечение
для реализации Программы. В детском саду имеются интернет, компьютеры,
мультимедийное оборудование, флэшнакопители и пр. Полностью налажена
информационно-компьютерная поддержка учебного процесса.
Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В.
Кузнецовой.
Интернет-ресурсы:
http://logoped.pav8.caduk.ru
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe
https://urok.1sept.ru
https://infourok.ru/seminarpraktikum
https://vkr.pspu.ru
https://www.maam.ru
https://cyberleninka.ru
https://www.labirint.ru
4.4. Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов
освоения Программы
Мониторинг проводится в начале учебного года с целью исследования состояния и
развития эмоциональной сферы детей; развития мелкой моторики пальцев рук; развития
слухового внимания и слухового восприятия детей; соответствия музыкально-речевого
восприятия с выполнением различных движений. Результаты мониторинга учитываются
при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми.
Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику
изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических
занятий.
Критерии:
1. Эмоциональная сфера детей.
- Дети мимикой изображают разнообразие настроений стихотворения: грусть,
сочувствие, доброжелательность, удивление, обиду.
- На песни веселого и грустного характера выражать свои эмоции (радость, грусть,
и т.д.)
2. Состояние мелкой моторики.
- Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами - коза,
корзинка, кошка.
23

- Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру.
- Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру
«Мы капусту солим, солим».
- Переключение от одного движения к другому.
- «Игра на рояле» (пальцы 1 — 5,2 — 4, 5 — 1,4 — 2, 1 —2 — 3 — 4 —
5, 5—4 — 3—2 — 1).
- Игра «Кулак - ладонь - ребро (правой, затем левой рукой).
- Чередование движений: правая рука - ладонь, левая рука - кулак, далее
- наоборот.
3. Слуховое внимание.
- Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен,
погремушка, дудочка, гармоника»).
- Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) - впереди,
сзади, справа, слева.
4. Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: - - .. 2-й элемент: - .. - 3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - 5. Ориентирование в пространстве.
- Правой рукой показать левый глаз, левой рукой - правое ухо, сопровождая
стихами, музыкой.
- Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади,
сопровождая стихами, музыкой.
6. Состояние общей моторики.
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала
по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и
оценить:
• силу движений,
• точность движений,
• темп движений,
• координацию движений,
• переключение от одного движения к другому.
По всем критериям определяется средний балл, и результаты заносятся в сводную
таблицу.

24

5.
Список используемой литературы
1.
Анисимова, Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников : метод.
пособие / Г.И. Анисимова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 96 с.
2.
Аркин, Е.А. Ребёнок в дошкольные годы : учеб. пособие / Е.А. Аркин. - М.:
«Просвещение»,1967. - 445 с.
3.
Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика: методика работы с
дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи : метод. пособие/ Р.Л.
Бабушкина, О.М. Кислякова. – СПб.: КАРО, 2005. - 176 с.
4.
Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с
дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи : метод. пособие / Р.Л.
Бабушкина, ., О.М. Кислякова – СПб.: Каро, 2005.
5.
Балабанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация
логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : метод.
Пособие / В.П. Балабанова - СПб.: Детство-пресс, 2001.
6.
Баренбойм, Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире / Л.А.
Баренбойм - М. 2003.
7.
Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : пособие
для родителей и педагогов / А.Е. Белая. М. 2004. – 48 с.
8.
Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие / Л.Р. Болотина. М.:
Академия, 2007. – 218.
9.
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. : метод. пособие / А.К.
Бондаренко. М. Просвещение, 2007. – 48 с.
10.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы
в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
11.
Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 34 лет: метод. пособие / М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2005.
12.
Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое
пособие / М.Ю. Картушина – М.: ТЦ Сфера, 2004.
13.
Коноваленко, В. В., Развитие связной речи : учеб. пособие / В.В.
Коноваленко, С.В. Коноваленко – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
14.
Кузнецова, Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с
тяжелыми нарушениями речи : метод. пособие / Е.В. Кузнецова - М.: Издательство ГНОМ
и Д, 2002.
15.
Кузнецова, С. В., Система работы с узкими специалистами ДОУ:
Методическое пособие / С.В. Кузнецова, Е.В. Котова., Т.А. Романова – М.: ТЦ Сфера, 2008.
16.
Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с общим недоразвитием речи : метод. Пособие / Н.В. Нищева – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2001.
17.
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для
студентов пед. ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз. руководителей и
воспитателей дет. сада /О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.:
Просвещение Владос, 1994.
18.
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно : метод. Пособие / Ткаченко Т.А. –
М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.

25

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».