Содержание 1 2 3 4 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 5 Пояснительная записка Учебный план Содержание учебного плана Условия реализации ДОП Календарный учебный график Материально-технические условия реализации ДОП Информационно-методические условия Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения программы Список литературы 3 6 7 11 11 12 12 13 14 2 1. Пояснительная записка Направленность Программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Готовимся к школе» направленна на формирование предпосылок логического мышления, развитие воображения, устойчивости внимания, навыков зрительной и слуховой памяти, моторных навыков, новых норм и правил поведения, усвоения способов общения, необходимых ребенку в школе. Помочь детям осознать в себе сильные стороны своего характера, помочь им справиться со своими страхами, приобрести уверенность в своих силах. Научить детей сочувствию и уважению друг к другу. Научить детей самостоятельно принимать решение и быть ответственным за него. Уровень сложности Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Готовимся к школе»: - стартовый (ознакомительный). Использование и реализация общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Актуальность Программы Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями. Поэтому программа «Готовимся к школе» нацелена на разностороннее развитие дошкольников, в частности: исследовательскую деятельность, социальную адаптацию, развитие памяти, логического мышления, формирования чувства ответственности. Программа ориентирована на запросы родителей (законных представителей) детей, проживающих в Берёзовском городском округе, в дополнительном образовании детей дошкольного образа Отличительные особенности и педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной Программы Отличительной особенностью программы является применение на занятиях с детьми методов сказкотерапии, арт-терапии, кинезиологических упражнений и других методов, которые позволяют познакомить ребенка со своим внутренним миром, развивают его творческий потенциал и способствуют освоению приемов саморегуляции и самоконтроля. Подготовка детей к школе в старшем дошкольном возрасте является своевременной, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формированию системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе. Целевая группа Программы Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет. К освоению Программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: дети без ОВЗ. Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу во вторую половину дня. Учебный час равен: -первый год обучения (5-6 лет) – 25 мин; -второй год обучения (6-7 лет) – 30 минут. Общий объем программы 3 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения Программы, составляет 144 часа, из них: -1 год обучения – 72 учебных часа; -2 год обучения – 72 учебных часа. Срок освоения Программы Программа рассчитана на 2 года обучения. Особенности организации образовательного процесса Программа реализуется на очных фронтальных занятиях в условиях оборудованного кабинета. При наличии эпидемиологических ограничений занятия проводятся в группах. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий Словесные (беседа, объяснение); Наглядные (показ иллюстраций, работа по образцу); Практические (самостоятельное выполнение задания, тестирование), Ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам. Методы и техники, используемые в программе: игровая терапия (игровые упражнения и задания, психогимнастика); кинезиологические упражнения; сказкотерапия; дыхательная гимнастика; арт-терапия (рисование, коллаж, коллективное творчество); пальчиковые игры. Формы подведения результатов: тестирование; игры (парные, командные); смотры знаний и умений (логические игры и задания; выполнение индивидуальных самостоятельных заданий); собеседование и наблюдение; мониторинги (по всем блокам или выборочно). Нормативно-правовая база Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ», Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»), Письмом Минобрнауки России от 28.04.2017 N ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»), Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) 4 безвредности для человека факторов среды обитания», Устав образовательной организации. Цели и задачи Программы Цель программы – совершенствование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, формирование необходимых психологических умений и личностных качеств в период подготовки к регулярному обучению в школе. Исходя из цели Программы, предусматривается решение следующих задач: Образовательные: - Обучить способам регуляции эмоциональных состояний, элементам расслабления, адекватным средствам самореализации и самовыражения; - Выработать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми; - Сформировать способности к быстрой смене деятельности, концентрации, анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей. Развивающие: - Развивать эмоционально-волевую сферу; - Развивать навыки конструктивного общения со сверстниками и взрослыми; - Развивать познавательные психические процессы: мышление, память, внимание, речь, воображение, тонкую моторику и координацию движения рук; - Развивать мотивационную сферу. Воспитательные: - Воспитывать мотивацию, которая сможет стать побудительной причиной стремления детей к приобретению знаний. - Формировать группы нравственных качеств, необходимых для учения; - Воспитывать бережное, доброе отношение друг к другу, развивать коммуникативную толерантность. В соответствии с поставленными задачами целесообразно следующее распределение тематики развивающих занятий по 4 содержательным разделам: - «Образ Я»; - «Я и другие»; - «Мои успехи»; - «Скоро в школу». Таким образом, первый и второй блоки используется для развития навыков самопознания и общения, расширения психологических знаний ребенка о том, что ему близко и знакомо (он сам и его ближайшее окружение). В блоке «Мои успехи» работа направлена на формирование психологической готовности к школе. Разделение на разделы в данном блоке условно, т. к. структура каждого занятия состоит из различных игр и упражнений, развивающих все познавательные психические процессы. Блок «Скоро в школу» направлен на формирование мотивации ребенка к школе. Планируемые результаты Метапредметные: - владеет средствами общения и конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; - способен находить нестандартные решения в предлагаемых ситуациях и задачах; - способен выстраивать последовательность действий, работать по заданному плану; - умеет слушать и слышать замечания других. Личностные: - способен осознанно управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; - эмоционально-отзывчивый, откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; 5 - способен решать личностные проблемы, адекватные возрасту, ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; способный отвечать за свои действия, умеющий выражать свое мнение. Предметные: - умеет классифицировать по какому-либо признаку; - имеет первичные представления о себе, семье, обществе; - умеет анализировать литературные сюжеты; - у ребенка увеличены объем памяти и внимания, сформирована их произвольность. - сформирован навык сенсомоторной координации и тонкая моторика рук. - у ребёнка развита мотивация к познавательной деятельности. - у ребенка сформированы мотивы, выражающиеся в стремлении занять новую позицию школьника. 2. Учебный план Режим занятий: 2 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий: для детей 5-6 лет -25 минут, для детей 6-7 – 30 минут. Период обучения Длительность занятий (мин.) Перерывы между занятиями (мин.) Общее количество занятий в неделю Общее количество занятий в месяц Общее количество занятий в год Итого Первый год обучения (5-6 лет) 25 Второй год обучения (6-7 лет) 30 10 10 2 2 8 8 72 72 № Название тем, разделов п/п 1 Блок 1. «Образ Я» 2 Раздел 1. Развитие навыков Управления эмоциональной сферой. 3 Раздел 2. Развитие произвольного поведения. 4 Блок 2. «Я и другие» 144 Количество часов Всего Теория Прак тика 10 1,5 8,5 6 1 5 4 0,5 3,5 6 1 5 5 Блок 3. Мои успехи 6 Раздел 1. Развитие внимания 52 10 7 1,5 45 8,5 7 Раздел 2. Развитие памяти 10 1,5 8,5 8 Раздел 3. Развитие воображения 6 0,5 5,5 9 Раздел 4. Развитие мышления 10 1,5 8,5 Формы аттестации (контроля) Тестирование, наблюдение Творческое задание Тестовое задание Тестовое задание Тестовое задание Тестовое задание Тестовое задание 6 10 Раздел 5. Развитие моторики и координации движения 6 0,5 5,5 Тестовое задание 11 Раздел 6. Развитие речи 10 1,5 8,5 12 Блок 4. «Скоро в школу» 4 1 3 Тестовое задание Викторина, тестирование. 3. Содержание учебного плана 1 блок. «Образ Я» Цель: формирование эмоциональной стабильности, коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы, и социализация эмоций дошкольников. Задачи: - способствовать осознанию, пониманию чувств и эмоций; - повысить устойчивость эмоциональных состояний; - помочь укрепить уверенность в себе, развить самосознание; - научить ребенка выражать свои чувства; - помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх,гнев и др.), препятствующие его полноценному личностному развитию; - обогатить эмоциональную сферу ребенка; - способствовать творческой самореализации; - учить доверять себе и другим. Раздел 1. Развитие навыков управления эмоциональной сферой. Занятие 1 – 2. «Я, мое имя и мое настроение». Теория: Приветствие. Имя - что оно означает. Настроение - что влияет на мое настроение. Ритуал прощания «Мы молодцы, ура! Всем-всем-всем, до свидания!» Практика: Игры: «Эхо», «Мое имя», «Паровозик с именем», «Радуга настроений». Упражнение «Волшебный стул». Сказкотерапия «Шел король Боровик». Арт – терапия «Мое настроение». Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире. Проективная методика «Рисунок моей семьи». Занятие 3 – 4. Путешествие в страну гномов. Теория: Приветствие. Сказка, чем сказка отличается от рассказа. Ритуал прощания. Практика: Игра «Парусник». Правила «Страны гномов». «Фотовыставка». Сказкотерапия «Сочиним вместе сказку про эмоции». Арт – терапия «Новоселье». Рефлексия: «Пещера желаний». Занятие 5 – 6. Разнообразный мир эмоций. Теория: Приветствие. Эмоции, что они выражают. Ритуал прощания. Практика: Игры: «Передача эмоций по кругу», «Угадай эмоцию», «Поздороваемся с гномиком». Сказкотерапия «Сказка о гномах». Разыгрывание этюдов «Театр – экспромт». Арт – терапия «Гномик из волшебной страны». Релаксация «Напряжение и расслабление». Рефлексия «Распустившийся бутон». Раздел 2. Развитие произвольного поведения. Занятие 1-2. Распознавание и регуляция своего состояния. Теория: Приветствие. Беседа «Кто я, что я могу чувствовать». Ритуал прощания. 7 Практика: Игры «Барометр настроения», «Царевна Несмеяна», «Что я люблю делать». Сказкотерапия «Сказка о силе воли». Упражнения: «Тыкалки», «Хочукалки», «Якалки». Релаксация «Сон у моря». Рефлексия «Доброе тепло». Занятие 3 – 4. Повышение самоуважения и самооценки. Практика: Игры: «Березка», «Коробка переживаний». Психорегулирующие тренировки: «Нет!», «Гроза», «Разбуди дух», «Я сильный — я слабый», «Волшебное колечко». Арт – терапия «Волшебные зеркала». Тестирование самооценки «Лесенка». Релаксация «Самоуважение». Рефлексия «Я верю, у тебя все получится». 2 блок. «Я и другие». Цель: создание условий для позитивного сотрудничества детей в группе. Задачи: - развитие способности понимать друг друга; - развитие коммуникативных навыков; - преодоление барьеров общения; - формирование чувства единения с группой; - гармонизация межличностных отношений; Занятие 1 – 2. «Я и другие». Теория: Приветствие. Беседа «Мой образ». Ритуал прощания. Практика: Игра «Парашют». Упражнение «Я не такой, как все, и все мы разные». Сказкотерапия: «Сказка о теплых пушинках», «Мафин и паук». Игра «Если бы…», «Встреча инопланетян». Диагностическая арт – терапия «Цветик – семицветик». Рефлексия «Мир без тебя». Занятие 3 – 4. Групповое взаимодействие. Теория: Приветствие. Правила поведения в группе. Ритуал прощания. Практика: Игры: «Эстафета хороших известий», «Коровы, собаки, кошки». Упражнения: «Три лица», «Контакт». Сказкотерапия «Волшебное ожерелье. Арт – терапия «Бусинки». Рефлексия «Кулачок» Релаксационное упражнение «Костер дружбы». 3 блок. «Мои успехи» Цель: создание условий, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов у детей. Задачи: - развитие целенаправленного внимания, быстроты реакции; - развитие произвольной памяти, увеличение объема памяти; - развитие творческого мышления и его компонентов: гибкости и оригинальности; способности анализировать и синтезировать идеи; способность понимания предмета и явления, установления логических связей; - развитие речевой активности; - развитие пространственного и творческого воображения; - развитие мелких мышц руки, графических умений, точности движений, терпения. Раздел 1. Развитие внимания. Занятие 1 – 10. Система игр и упражнений на развитие внимания. Теория: Правила работы с рабочими тетрадями «Развиваем внимание». 8 Практика: практические упражнения в рабочих тетрадях «Развиваем внимание» из серии «Школа для дошколят». Упражнения: «Найди на картинке «спрятанную фигуру», «Что здесь нарисовано? Сосчитай и назови все предметы на рисунке»; упражнения: «Передай маску», «Веселая игра с колокольчиком», «Кого не хватает», «Найди два одинаковых зонтика», «Раскрась фигуры в соответствии с образцом»; упражнения: «Солнце, заборчик, камешки», «Сто мячей», «Найди в каждом ряду такой же предмет», «Найди, покажи и назови все числа от 1 до 20»; упражнения: «Ладонь – кулак», «Запомни движения», «Сравни картинки и найди 10 различий», «Посмотри на образец и расставь значки в пустых клеточках в соответствии с цифрами»; «Зачеркни все буквы О, буквы А обведи в кружок», «Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка». Обучающие игры: «Зеркало», «Буква заблудилась», «Разведчик», «Буквенный ряд», «Найди пару», «Запретный номер», «Найди, где спрятано», «Определи игрушку», «Путаница», «Селектор», «Запретное движение», «Заметить все», «Кто больше увидит и запомнит», «Внимательные руки», «Слушай и исполняй», «Не пропусти профессию», «Зеваки», «Назови соседей», «Много – один», «Запомни свое место», «Шерлок Холмс», «Бип», «Панотомима для наблюдательных», «Перекличка – путаница», «Делай как я». Раздел 2. Развитие памяти. Занятие 1 – 10. Система игр и упражнений на развитие памяти. Теория: Правила работы с рабочими тетрадями «Развиваем память». Практика: практические упражнения в рабочих тетрадях «Развиваем память» из серии «Школа для дошколят». Упражнения: «Внимательно посмотри на картинку и постарайся запомнить предметы», «Внимательно посмотри на фигурки и постарайся их запомнить. А теперь нарисуй фигурки точно так же»; игры на развитие слуховой памяти: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова»; «Рассмотри и запомни пары фигур», «Рассмотри и запомни картинку», «Прослушай внимательно 10 слов и постарайся их запомнить», «Прослушай внимательно фразу, запомни ее и повтори», «Послушай и запомни стихотворение», «Послушай внимательно пары слов и постарайся их запомнить», «Запомни ряд цифр и повтори его». Игры, направленные на развитие двигательной памяти: «Страна Движундия». Игры, направленные на развитие зрительной памяти: «Прогулка», «Парочки», «Котята», «Медвежонок Коля», «В цирке», «Строитель», «В поисках клада», «Живые картинки», «12 квартир», «Найди отличия». Игры, направленные на развитие слухоречевой памяти: «Вижу, слышу, чувствую», «Детективное агентство», «Паровозик со сказками», «Космические почтальоны», «Мультипликатор», «Шпионы», «Супер корреспондент». Раздел 3. Развитие воображения. Занятие 1 – 6. Система игр и упражнений на развитие воображения. Теория: Правила выполнения упражнений на развитие воображения. Практика: упражнения: «Попробуй нарисовать что – то интересное, используя данные фигуры», «Дорисуй картинку, начатую художником»; «На что похожи эти облака?», «Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи», «Преврати фигуры в интересные предметы», «Дорисуй и раскрась волшебницу так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой», 9 «Подумай и расскажи, что произошло у каждого из героев». Обучающие игры: вербальные игры: «Кляксы», «Ассоциации», «Необычные ситуации»; невербальные игры «Живое существо», «Покажи, что на картинке» и др.; «Подумай, что может произойти, если…», «Придумай рассказ, историю или сказку, используя данные слова»; «Мысленные картинки»; «Мое видение», «Раз, два, три, картинка, оживи». Сказкотерапия: «Волшебные краски», «Придворные художники». Арт – терапия: «Маленькие волшебники»; «Волшебный лес». Раздел 4. Развитие мышления. Занятие 1 – 10. Система игр и упражнений на развитие мышления. Теория: Правила работы с рабочими тетрадями «Развиваем мышление». Практика: практические упражнения в рабочих тетрадях «Развиваем мышление» из серии «Школа для дошколят». Упражнения: «Назови каждую группу предметов одним словом», «Назови в каждой группе предмет, который не подходит к остальным. Объясни, почему он лишний»; «Подбери к коврику нужную заплатку», «Найди закономерность. Дорисуй в пустых клеточках подходящие фигуры», «Рассмотри картинки, скажи, что было сначала, а что потом», «Найди недостающий предмет для картинки верхнего ряда из предметов, расположенных в верхнем ряду», «Послушай небольшие рассказы и ответь на вопросы», «Послушай рассказ и ответь на вопрос», «Найди общие признаки и чем отличается»; «Чей домик», «Угадай, что нарисовано», «Третий лишний», «Поможем разрешить спор зверей». Обучающие игры: «Продолжи ряд», «Заполни клетку», «Догадайся, кто нарисован, «Словесно – логические пары», «Продолжи ряд», «Приготовление торта», «Деление тортов на равные части», «Веселые ассоциации», «Словотворчество», «Вершки и корешки», «Составление подарков», «Соберем бусы». Шарады, ребусы. Раздел 5. Развитие моторики и координации движения рук. Занятие 1 – 6. Система игр и упражнений на развитие моторики и координации движения рук. Теория: Особенности работы в рабочих тетрадях «Готовим руку к письму», осанка при письме. Практика: практические упражнения в рабочих тетрадях «Готовим руку к письму» из серии «Школа для дошколят». Упражнения: «Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам», «Нарисуй рядом точно такую же фигурку»; «Графический диктант», «Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги», «Попади мячиками в кеглю», «Обведи рисунки точно по линии», «Продолжи рисовать узоры по клеточкам», «Внимательно слушай и рисуй узор от точки…» Пальчиковые игры: «Братцы», «Волшебные пальчики», «Гости», «Лестница в небо». Сказкотерапия: «Волшебный паровозик», «Страна Мирия». Арт – терапия: «Мой вагончик»; «Золотая рыбка», «Петушок». Раздел 6. Развитие речи. Занятие 1 -10. Система игр и упражнений на развитие речи. Теория: Беседа «Что такое речь». Практика: Упражнения: «Назови все изображенные предметы», «Определи на слух, какими звуками различаются слова»; «Догадайся, какая картинка в каждом ряду лишняя. Обрати внимание на первый звук каждого слова», «Хлопни в ладоши, когда 10 услышишь другой звук», «Ответь на вопросы», «Объясни значение слов», «Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других, «Правильно подбери противоположные по смыслу слова», «Послушай рассказ, постарайся его запомнить и ответь на вопросы», «Составь рассказ по картинке». Обучающие игры: «Картинки – рассказы», «Полслова за вами», «Разложи по порядку», «Сочини сказку о предмете», «Я знаю», «Сказочные владения Радуги», «Слова». «Конструирование сказок». Кинезиологическая гимнастика: звуки [с] и [з], [ц] и [ж], [л] и [г], [ч] и [щ]), [р] и [х], [д] и [б], [к], [в]. Сказкотерапия «Страна Говориния»; Скороговорки, четверостишия, рифмовки. Арт – терапия «Дверь в свою душу». Практические упражнения из серий: «Профессии», «Семья», «Ягоды - грибы», «Животные - птицы», «Деревья - цветы», «Овощи – фрукты», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Школьные принадлежности». 4 блок. «Скоро в школу» Цель: формирование у детей положительной мотивации к учению в условиях совместной учебно – игровой деятельности. Задачи: - осознание ребенком специфики позиции школьника; - формирование адекватного представления о школьной жизни; - повышение школьной мотивации. Занятия 1 – 2. Школа и школьные правила. Теория: Приветствие. Беседа о школьной жизни. Ритуал прощания. Практика: Упражнение «Что лежит в портфеле?». Игры: «Первобытные школьники», «Муравьи», «Путешествие в будущее», «Выбор пути». Релаксация: «Тихое озеро», «Ласковый мелок». Рефлексия «Пожелания». Занятие 3 -4. Заключительная встреча. Практика: Сюжетно – ролевая игра «Одинокая звезда». Релаксация «Я горжусь». Рефлексия «Я все могу!». 4. Условия реализации Программы 4.1. Календарный учебный график 1. Организация образовательного процесса Продолжительность учебного года: с 1 сентября 2023 года по 31 мая 2024 года. Количество учебных недель в учебном году – 36. Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими праздничными днями в 2022-2023 учебном году являются: 1,2,3,4,5,6,8 января – Новогодние каникулы, 7 января – Рождество Христово, 23 февраля – День защитника Отечества, 8 марта – Международный женский день, 1 мая – Праздник Весны и Труда, 9 мая – День Победы, 12 июня – День России, 4 ноября – День Народного единства. 11 Продолжительность летнего периода: с 1 июня по 30 августа 2024 года. 2.Регламентирование образовательного процесса на неделю: -Общее количество занятий в неделю в возрастных группах: Возрастная группа от 5 лет до 6 лет – 2 занятия (продолжительность -25 мин) Возрастная группа от 6 лет до 7 лет – 2 занятия (продолжительность -30 мин) -Перерыв между занятиями – 10 минут. -Общее количество занятий в год в возрастных группах: Возрастная группа от 5 лет до 6 лет –72 занятия Возрастная группа от 6 лет до 7 лет – 72 занятия -Образовательная деятельность в летний период допускается. 3.Результаты освоения Программы: Педагогический мониторинг проводится в ходе занятий (на первом и последнем занятии модуля) Структура учебного года в группах дошкольного возраста (5-7 лет) Срок Формы образовательной деятельности 01.09.2023 – 14.09.2023 Адаптационный период, педагогическая диагностика, организация ОД в РМ, СД 14.09.2023 – 29.12.2023 Образовательная деятельность по дополнительной общеразвивающей программе «Готовимся к школе» 29.12.2023 – 08.01.2024 Праздничные (нерабочие) дни 09.01.2024– 20.05.2024 Образовательная деятельность по дополнительной общеразвивающей программе «Готовимся к школе» 20.05.2024 – 31.05.2024 Педагогическая диагностика, организация ОД в РМ, СД 01.06.2024 – 30.08.2024 Летний период (организация ОД в РМ, СД) 4.2. Материально-технические условия для реализации Программы Занятия по реализации данной Программы проводятся в условиях оборудованного кабинета. При наличии эпидемиологических ограничений занятия проводятся в группах. Оборудование кабинета: • доска; • столы и стулья по количеству учащихся; • раздаточные материалы; • демонстрационный материал. Технические средства обучения: • компьютер, принтер. Вспомогательное оборудование: • научно-методическая литература; • документы планирования учебного процесса (программа, календарно- тематическое планирование). 1. 2. 3. 4. 5. 6. 4.3. Информационно-методические условия реализации Программы Бугаева З.Н. Занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и дикции: Детям 6-12 лет. - Ростовн/Д.: ООО «Удача», 2008. Володина В. С. Альбом по развитию речи. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2004. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН ПРЕСС». – 2011. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003 Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем внимание. – М. , 2003 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб., 2004. 12 http://www.электронное чтение.клуб / djvureader.php/128109/1/Гуткина. 7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии - СПб.: Речь, 2006. 8. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший школьный возраст. Учебно – методическое пособие. СПб: Речь, 2007. 9. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив. Ярославль: Академия развития. 2002 10. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память, мышление, воображение: игры, упражнения, советы специалиста. М.: Эксмо, 2009. 11. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования. М.: АСТ: Астрель, 2015 12. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., Просвещение: Владос, 1995. 13. Шульман Т. Игры, очень полезные для развития ребенка! М.: АСТ; СПб: ПраймЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2009. 4.4. Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения программы В ходе реализации данной программы используются следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый. На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики: Наблюдение за ребенком в регламентированной и нерегламентированной деятельности. Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире. Проективная методика «Рисунок моей семьи». Тест «Лесенка». Тестовые задания на внимание, память, воображение, мышление. Предварительный контроль осуществляется в начале учебного процесса, направлен на выявление знаний, умений и навыков воспитанников. Он позволяет определить исходный уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Предварительный контроль необходим еще и для того, чтобы зафиксировать исходный уровень подготовленности ребёнка. Проводится тестирование воспитанников. Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление образовательной деятельностью воспитанников и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Чтобы посмотреть динамику творческого роста, важно наблюдать за ребенком на каждом занятии по заранее обозначенным параметрам: воспроизведение рисунка по образцу, найти «лишний» предмет, рассмотреть предметы, запомнить их, определить правильную последовательность событий и тому подобное. Тематический контроль осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, блока, и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на итоговых занятиях по темам и проводится в разных формах: творческие задания, викторины, тестовые задания, тематические выставки-презентации, творческие работы. Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий): -высокий уровень знаний имеют дети, правильно ответившие на все вопросы и правильно выполнившие тестовые задания; -средний уровень знаний имеют дети, допустившие в ответах и практической работе ряд неточностей; -низкий уровень знаний имеют дети, которые не ответили ни на один вопрос и не справились (частично справились) с выполнением тестовых заданий. Итоговый контроль проводится по окончании обучения. Он направлен на проверку 13 конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения воспитанниками системы знаний, умений и навыков, полученных на занятиях за определенный период обучения. Проводится тестирование воспитанников. В ходе реализации данной программы используются следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый. На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики: Наблюдение за ребенком в регламентированной и нерегламентированной деятельности. Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире. Проективная методика «Рисунок моей семьи». Тест «Лесенка». Тестовые задания на внимание, память, воображение, мышление. Предварительный контроль осуществляется в начале учебного процесса, направлен на выявление знаний, умений и навыков воспитанников. Он позволяет определить исходный уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Предварительный контроль необходим еще и для того, чтобы зафиксировать исходный уровень подготовленности ребёнка. Проводится тестирование воспитанников. Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление образовательной деятельностью воспитанников и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Чтобы посмотреть динамику творческого роста, важно наблюдать за ребенком на каждом занятии по заранее обозначенным параметрам: воспроизведение рисунка по образцу, найти «лишний» предмет, рассмотреть предметы, запомнить их, определить правильную последовательность событий и тому подобное. Тематический контроль осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, блока, и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на итоговых занятиях по темам и проводится в разных формах: творческие задания, викторины, тестовые задания, тематические выставки-презентации, творческие работы. Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий): -высокий уровень знаний имеют дети, правильно ответившие на все вопросы и правильно выполнившие тестовые задания; -средний уровень знаний имеют дети, допустившие в ответах и практической работе ряд неточностей; -низкий уровень знаний имеют дети, которые не ответили ни на один вопрос и не справились (частично справились) с выполнением тестовых заданий. Итоговый контроль проводится по окончании обучения. Он направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения воспитанниками системы знаний, умений и навыков, полученных на занятиях за определенный период обучения. Проводится тестирование воспитанников. 5. Список литературы 14. Бугаева З.Н. Занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и дикции: Детям 6-12 лет. - Ростовн/Д.: ООО «Удача», 2008. 15. Володина В. С. Альбом по развитию речи. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2004. 16. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН ПРЕСС». – 2011. 17. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003 18. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем внимание. – М. , 2003 14 19. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб., 2004. http://www.электронное чтение.клуб / djvureader.php/128109/1/Гуткина. 20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии - СПб.: Речь, 2006. 21. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший школьный возраст. Учебно – методическое пособие. СПб: Речь, 2007. 22. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив. Ярославль: Академия развития. 2002 23. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память, мышление, воображение: игры, упражнения, советы специалиста. М.: Эксмо, 2009. 24. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования. М.: АСТ: Астрель, 2015 25. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., Просвещение: Владос, 1995. 26. Шульман Т. Игры, очень полезные для развития ребенка! М.: АСТ; СПб: ПраймЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2009. 15 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)