Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ДОП Готовимся к школе

Содержание
1
2
3
4
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
5

Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Условия реализации ДОП
Календарный учебный график
Материально-технические условия реализации ДОП
Информационно-методические условия
Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых
результатов освоения программы
Список литературы

3
6
7
11
11
12
12
13
14

2

1. Пояснительная записка
Направленность Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Готовимся к
школе» направленна на формирование предпосылок логического мышления, развитие
воображения, устойчивости внимания, навыков зрительной и слуховой памяти, моторных
навыков, новых норм и правил поведения, усвоения способов общения, необходимых
ребенку в школе. Помочь детям осознать в себе сильные стороны своего характера, помочь
им справиться со своими страхами, приобрести уверенность в своих силах. Научить детей
сочувствию и уважению друг к другу. Научить детей самостоятельно принимать решение и
быть ответственным за него.
Уровень сложности Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Готовимся к школе»: - стартовый (ознакомительный). Использование и
реализация общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Актуальность Программы
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это
обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику
довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не
только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы
эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий
первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных
действий, коммуникативными и речевыми компетенциями. Поэтому программа
«Готовимся к школе» нацелена на разностороннее развитие дошкольников, в частности:
исследовательскую деятельность, социальную адаптацию, развитие памяти, логического
мышления, формирования чувства ответственности.
Программа ориентирована на запросы родителей (законных представителей) детей,
проживающих в Берёзовском городском округе, в дополнительном образовании детей
дошкольного образа
Отличительные особенности и педагогическая целесообразность дополнительной
общеобразовательной Программы
Отличительной особенностью программы является применение на занятиях с детьми
методов сказкотерапии, арт-терапии, кинезиологических упражнений и других методов,
которые позволяют познакомить ребенка со своим внутренним миром, развивают его
творческий потенциал и способствуют освоению приемов саморегуляции и самоконтроля.
Подготовка детей к школе в старшем дошкольном возрасте является своевременной,
носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности,
познавательной активности, мыслительной деятельности, формированию системы
элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем
самым готовность к обучению в школе.
Целевая группа Программы
Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет. К освоению
Программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню
образования.
Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение:
дети без ОВЗ.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу во вторую половину дня.
Учебный час равен:
-первый год обучения (5-6 лет) – 25 мин;
-второй год обучения (6-7 лет) – 30 минут.
Общий объем программы
3

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
Программы, составляет 144 часа, из них:
-1 год обучения – 72 учебных часа;
-2 год обучения – 72 учебных часа.
Срок освоения Программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Программа реализуется на очных фронтальных занятиях в условиях
оборудованного кабинета. При наличии эпидемиологических ограничений занятия
проводятся в группах.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
 Словесные (беседа, объяснение);
 Наглядные (показ иллюстраций, работа по образцу);
 Практические (самостоятельное выполнение задания, тестирование),
 Ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие
изучаемым темам.
Методы и техники, используемые в программе:
 игровая терапия (игровые упражнения и задания, психогимнастика);
 кинезиологические упражнения;
 сказкотерапия;
 дыхательная гимнастика;
 арт-терапия (рисование, коллаж, коллективное творчество);
 пальчиковые игры.
Формы подведения результатов:
 тестирование;
 игры (парные, командные);
 смотры знаний и умений (логические игры и задания; выполнение
индивидуальных самостоятельных заданий);
 собеседование и наблюдение;
 мониторинги (по всем блокам или выборочно).
Нормативно-правовая база
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273
«Об образовании в РФ», Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ»), Письмом Минобрнауки
России от 28.04.2017 N ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе
с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей»), Постановлением Главного государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.09.2020
№
28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)

4

безвредности для человека факторов среды обитания», Устав образовательной
организации.
Цели и задачи Программы
Цель программы – совершенствование познавательной деятельности детей старшего
дошкольного возраста, формирование необходимых психологических умений и
личностных качеств в период подготовки к регулярному обучению в школе.
Исходя из цели Программы, предусматривается решение следующих задач:
Образовательные:
- Обучить способам регуляции эмоциональных состояний, элементам расслабления,
адекватным средствам самореализации и самовыражения;
- Выработать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать
правильные отношения со сверстниками и взрослыми;
- Сформировать способности к быстрой смене деятельности, концентрации, анализа,
обобщения, установления причинно-следственных связей.
Развивающие:
- Развивать эмоционально-волевую сферу;
- Развивать навыки конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;
- Развивать познавательные психические процессы: мышление, память, внимание, речь,
воображение, тонкую моторику и координацию движения рук;
- Развивать мотивационную сферу.
Воспитательные:
- Воспитывать мотивацию, которая сможет стать побудительной причиной стремления
детей к приобретению знаний.
- Формировать группы нравственных качеств, необходимых для учения;
- Воспитывать бережное, доброе отношение друг к другу, развивать коммуникативную
толерантность.
В соответствии с поставленными задачами целесообразно следующее распределение
тематики развивающих занятий по 4 содержательным разделам:
- «Образ Я»;
- «Я и другие»;
- «Мои успехи»;
- «Скоро в школу».
Таким образом, первый и второй блоки используется для развития навыков
самопознания и общения, расширения психологических знаний ребенка о том, что ему
близко и знакомо (он сам и его ближайшее окружение). В блоке «Мои успехи» работа
направлена на формирование психологической готовности к школе. Разделение на
разделы в данном блоке условно, т. к. структура каждого занятия состоит из различных
игр и упражнений, развивающих все познавательные психические процессы. Блок «Скоро
в школу» направлен на формирование мотивации ребенка к школе.
Планируемые результаты
Метапредметные:
- владеет средствами общения и конструктивными способами взаимодействия с
взрослыми и сверстниками, адекватно использует вербальные и невербальные средства
общения;
- способен находить нестандартные решения в предлагаемых ситуациях и задачах;
- способен выстраивать последовательность действий, работать по заданному плану;
- умеет слушать и слышать замечания других.
Личностные:
- способен осознанно управлять своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных ценностных представлений;
- эмоционально-отзывчивый, откликается на эмоции близких людей и друзей,
сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;

5

- способен решать личностные проблемы, адекватные возрасту, ребенок может применять
самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем,
поставленных как взрослым, так и им самим;
способный отвечать за свои действия, умеющий выражать свое мнение.
Предметные:
- умеет классифицировать по какому-либо признаку;
- имеет первичные представления о себе, семье, обществе;
- умеет анализировать литературные сюжеты;
- у ребенка увеличены объем памяти и внимания, сформирована их произвольность.
- сформирован навык сенсомоторной координации и тонкая моторика рук.
- у ребёнка развита мотивация к познавательной деятельности.
- у ребенка сформированы мотивы, выражающиеся в стремлении занять новую позицию
школьника.
2. Учебный план
Режим занятий: 2 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий: для
детей 5-6 лет -25 минут, для детей 6-7 – 30 минут.
Период обучения
Длительность занятий
(мин.)
Перерывы между
занятиями (мин.)
Общее количество занятий
в неделю
Общее количество занятий
в месяц
Общее количество занятий
в год
Итого

Первый год обучения
(5-6 лет)
25

Второй год обучения
(6-7 лет)
30

10

10

2

2

8

8

72

72

№ Название тем, разделов
п/п
1 Блок 1. «Образ Я»
2 Раздел 1. Развитие навыков
Управления эмоциональной сферой.
3 Раздел 2. Развитие произвольного
поведения.
4 Блок 2. «Я и другие»

144
Количество часов
Всего Теория Прак
тика
10
1,5
8,5
6
1
5
4

0,5

3,5

6

1

5

5 Блок 3. Мои успехи
6 Раздел 1. Развитие внимания

52
10

7
1,5

45
8,5

7 Раздел 2. Развитие памяти

10

1,5

8,5

8 Раздел 3. Развитие воображения

6

0,5

5,5

9 Раздел 4. Развитие мышления

10

1,5

8,5

Формы
аттестации
(контроля)
Тестирование,
наблюдение
Творческое
задание
Тестовое
задание
Тестовое
задание
Тестовое
задание
Тестовое
задание
Тестовое
задание
6

10 Раздел 5. Развитие моторики и
координации движения

6

0,5

5,5

Тестовое
задание

11 Раздел 6. Развитие речи

10

1,5

8,5

12 Блок 4. «Скоро в школу»

4

1

3

Тестовое
задание
Викторина,
тестирование.

3. Содержание учебного плана
1 блок. «Образ Я»
Цель: формирование эмоциональной стабильности, коррекция отклонений в
развитии
эмоциональной сферы, и социализация эмоций дошкольников.
Задачи:
- способствовать осознанию, пониманию чувств и эмоций;
- повысить устойчивость эмоциональных состояний;
- помочь укрепить уверенность в себе, развить самосознание;
- научить ребенка выражать свои чувства;
- помочь
ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции
(страх,гнев и др.), препятствующие его полноценному личностному развитию;
- обогатить эмоциональную сферу ребенка;
- способствовать творческой самореализации;
- учить доверять себе и другим.
Раздел 1. Развитие навыков управления эмоциональной сферой.
Занятие 1 – 2. «Я, мое имя и мое настроение».
Теория: Приветствие. Имя - что оно означает. Настроение - что влияет на мое настроение.
Ритуал прощания «Мы молодцы, ура! Всем-всем-всем, до свидания!»
Практика: Игры: «Эхо», «Мое имя», «Паровозик с именем», «Радуга настроений».
Упражнение «Волшебный стул».
Сказкотерапия «Шел король Боровик». Арт – терапия «Мое настроение».
Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире. Проективная методика
«Рисунок моей семьи».
Занятие 3 – 4. Путешествие в страну гномов.
Теория: Приветствие. Сказка, чем сказка отличается от рассказа. Ритуал прощания.
Практика: Игра «Парусник». Правила «Страны гномов». «Фотовыставка». Сказкотерапия
«Сочиним вместе сказку про эмоции».
Арт – терапия «Новоселье». Рефлексия: «Пещера желаний».
Занятие 5 – 6. Разнообразный мир эмоций.
Теория: Приветствие. Эмоции, что они выражают. Ритуал прощания.
Практика: Игры: «Передача эмоций по кругу», «Угадай эмоцию», «Поздороваемся с
гномиком». Сказкотерапия «Сказка о гномах».
Разыгрывание этюдов «Театр – экспромт».
Арт – терапия «Гномик из волшебной страны». Релаксация «Напряжение и расслабление».
Рефлексия «Распустившийся бутон».
Раздел 2. Развитие произвольного поведения.
Занятие 1-2. Распознавание и регуляция своего состояния.
Теория: Приветствие. Беседа «Кто я, что я могу чувствовать». Ритуал прощания.
7

Практика: Игры «Барометр настроения», «Царевна Несмеяна», «Что я люблю делать».
Сказкотерапия «Сказка о силе воли».
Упражнения: «Тыкалки», «Хочукалки», «Якалки». Релаксация «Сон у моря».
Рефлексия «Доброе тепло».
Занятие 3 – 4. Повышение самоуважения и самооценки.
Практика: Игры: «Березка», «Коробка переживаний».
Психорегулирующие тренировки: «Нет!», «Гроза», «Разбуди дух», «Я сильный — я
слабый», «Волшебное колечко». Арт – терапия «Волшебные зеркала».
Тестирование самооценки «Лесенка». Релаксация «Самоуважение».
Рефлексия «Я верю, у тебя все получится».
2 блок. «Я и другие».
Цель: создание условий для позитивного сотрудничества детей в группе.
Задачи:
- развитие способности понимать друг друга;
- развитие коммуникативных навыков;
- преодоление барьеров общения;
- формирование чувства единения с группой;
- гармонизация межличностных отношений;
Занятие 1 – 2. «Я и другие».
Теория: Приветствие. Беседа «Мой образ». Ритуал прощания.
Практика: Игра «Парашют». Упражнение «Я не такой, как все, и все мы разные».
Сказкотерапия: «Сказка о теплых пушинках», «Мафин и паук». Игра «Если бы…»,
«Встреча инопланетян».
Диагностическая арт – терапия «Цветик – семицветик». Рефлексия «Мир без тебя».
Занятие 3 – 4. Групповое взаимодействие.
Теория: Приветствие. Правила поведения в группе. Ритуал прощания.
Практика: Игры: «Эстафета хороших известий», «Коровы, собаки, кошки». Упражнения:
«Три лица», «Контакт».
Сказкотерапия «Волшебное ожерелье. Арт – терапия «Бусинки».
Рефлексия «Кулачок»
Релаксационное упражнение «Костер дружбы».
3 блок. «Мои успехи»
Цель: создание условий, способствующих коррекции и развитию познавательных
процессов у детей. Задачи:
- развитие целенаправленного внимания, быстроты реакции;
- развитие произвольной памяти, увеличение объема памяти;
- развитие творческого мышления и его компонентов: гибкости и оригинальности;
способности анализировать и синтезировать идеи; способность понимания предмета и
явления, установления логических связей;
- развитие речевой активности;
- развитие пространственного и творческого воображения;
- развитие мелких мышц руки, графических умений, точности движений, терпения.
Раздел 1. Развитие внимания.
Занятие 1 – 10. Система игр и упражнений на развитие внимания.
Теория: Правила работы с рабочими тетрадями «Развиваем внимание».

8

Практика: практические упражнения в рабочих тетрадях «Развиваем внимание» из серии
«Школа для дошколят».
Упражнения: «Найди на картинке «спрятанную фигуру», «Что здесь нарисовано?
Сосчитай и назови все предметы на рисунке»; упражнения: «Передай маску», «Веселая
игра с колокольчиком»,
«Кого не хватает», «Найди два одинаковых зонтика», «Раскрась фигуры в соответствии с
образцом»; упражнения: «Солнце, заборчик, камешки», «Сто мячей», «Найди в каждом
ряду такой же предмет», «Найди, покажи и назови все числа от 1 до 20»; упражнения:
«Ладонь – кулак», «Запомни движения», «Сравни картинки и найди 10 различий»,
«Посмотри на образец и расставь значки в пустых клеточках в соответствии с цифрами»;
«Зачеркни все буквы О, буквы А обведи в кружок»,
«Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка».
Обучающие игры: «Зеркало», «Буква заблудилась», «Разведчик», «Буквенный ряд»,
«Найди пару», «Запретный номер», «Найди, где спрятано», «Определи игрушку»,
«Путаница», «Селектор», «Запретное движение», «Заметить все», «Кто больше увидит
и запомнит», «Внимательные руки», «Слушай и исполняй», «Не пропусти профессию»,
«Зеваки», «Назови соседей», «Много – один», «Запомни свое место», «Шерлок Холмс»,
«Бип», «Панотомима для наблюдательных», «Перекличка – путаница», «Делай как я».
Раздел 2. Развитие памяти.
Занятие 1 – 10. Система игр и упражнений на развитие памяти.
Теория: Правила работы с рабочими тетрадями «Развиваем память».
Практика: практические упражнения в рабочих тетрадях «Развиваем память» из серии
«Школа для дошколят».
Упражнения: «Внимательно посмотри на картинку и постарайся запомнить предметы»,
«Внимательно посмотри на фигурки и постарайся их запомнить.
А теперь нарисуй фигурки точно так же»; игры на развитие слуховой памяти: «Запомни и
найди», «Бессмысленные слова»; «Рассмотри и запомни пары фигур», «Рассмотри и
запомни картинку», «Прослушай внимательно 10 слов и постарайся их запомнить»,
«Прослушай внимательно фразу, запомни ее и повтори», «Послушай и запомни
стихотворение», «Послушай внимательно пары слов и постарайся их запомнить»,
«Запомни ряд цифр и повтори его».
Игры, направленные на развитие двигательной памяти: «Страна Движундия».
Игры, направленные на развитие зрительной памяти: «Прогулка», «Парочки»,
«Котята», «Медвежонок Коля», «В цирке», «Строитель», «В поисках клада», «Живые
картинки», «12 квартир», «Найди отличия».
Игры, направленные на развитие слухоречевой памяти: «Вижу,
слышу,
чувствую», «Детективное агентство»,
«Паровозик со
сказками»,
«Космические
почтальоны»,
«Мультипликатор»,
«Шпионы»,
«Супер
корреспондент».
Раздел 3. Развитие воображения.
Занятие 1 – 6. Система игр и упражнений на развитие воображения.
Теория: Правила выполнения упражнений на развитие воображения.
Практика: упражнения: «Попробуй нарисовать что – то интересное, используя
данные фигуры»,
«Дорисуй картинку, начатую художником»; «На что похожи эти облака?», «Посмотри на
рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи», «Преврати
фигуры в интересные предметы», «Дорисуй и раскрась волшебницу так, чтобы одна
стала доброй, а другая - злой»,

9

«Подумай и расскажи, что произошло у каждого из героев».
Обучающие игры: вербальные игры: «Кляксы», «Ассоциации», «Необычные ситуации»;
невербальные игры «Живое существо», «Покажи, что на картинке» и др.; «Подумай, что
может произойти, если…», «Придумай рассказ, историю или сказку, используя данные
слова»; «Мысленные картинки»; «Мое видение», «Раз, два, три, картинка, оживи».
Сказкотерапия: «Волшебные краски», «Придворные художники». Арт – терапия:
«Маленькие волшебники»; «Волшебный лес».
Раздел 4. Развитие мышления.
Занятие 1 – 10. Система игр и упражнений на развитие мышления. Теория: Правила
работы с рабочими тетрадями «Развиваем мышление».
Практика: практические упражнения в рабочих тетрадях «Развиваем мышление» из
серии «Школа для дошколят».
Упражнения: «Назови каждую группу предметов одним словом», «Назови в каждой
группе предмет, который не подходит к остальным. Объясни, почему он лишний»;
«Подбери к коврику нужную заплатку», «Найди закономерность. Дорисуй в пустых
клеточках подходящие фигуры»,
«Рассмотри картинки, скажи, что было сначала, а что потом», «Найди недостающий
предмет для картинки верхнего ряда из предметов, расположенных в верхнем ряду»,
«Послушай небольшие рассказы и ответь на вопросы», «Послушай рассказ и ответь на
вопрос», «Найди общие признаки и чем отличается»; «Чей домик», «Угадай, что
нарисовано», «Третий лишний», «Поможем разрешить спор зверей».
Обучающие игры: «Продолжи ряд», «Заполни клетку», «Догадайся, кто нарисован,
«Словесно – логические пары», «Продолжи ряд», «Приготовление торта», «Деление
тортов на равные части», «Веселые
ассоциации», «Словотворчество», «Вершки
и
корешки»,
«Составление подарков», «Соберем бусы». Шарады, ребусы.
Раздел 5. Развитие моторики и координации движения рук.
Занятие 1 – 6. Система игр и упражнений на развитие моторики и координации
движения рук.
Теория: Особенности работы в рабочих тетрадях «Готовим руку к письму», осанка при
письме.
Практика: практические упражнения в рабочих тетрадях «Готовим руку к письму» из
серии «Школа для дошколят».
Упражнения: «Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам», «Нарисуй рядом точно
такую же фигурку»; «Графический диктант», «Проведи линию по середине дорожки, не
отрывая карандаш от бумаги», «Попади мячиками в кеглю», «Обведи рисунки точно по
линии», «Продолжи рисовать узоры по клеточкам», «Внимательно слушай и рисуй узор от
точки…»
Пальчиковые игры: «Братцы», «Волшебные пальчики», «Гости», «Лестница в небо».
Сказкотерапия: «Волшебный паровозик», «Страна Мирия».
Арт – терапия: «Мой вагончик»; «Золотая рыбка», «Петушок».
Раздел 6. Развитие речи.
Занятие 1 -10. Система игр и упражнений на развитие речи. Теория: Беседа «Что
такое речь».
Практика: Упражнения: «Назови все изображенные предметы», «Определи на слух,
какими звуками различаются слова»; «Догадайся, какая картинка в каждом ряду лишняя.
Обрати внимание на первый звук каждого слова», «Хлопни в ладоши, когда

10

услышишь другой звук», «Ответь на вопросы», «Объясни значение слов», «Хлопни в
ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других, «Правильно подбери
противоположные по смыслу слова», «Послушай рассказ, постарайся его запомнить и
ответь на вопросы», «Составь рассказ по картинке».
Обучающие игры: «Картинки – рассказы», «Полслова за вами», «Разложи по порядку»,
«Сочини сказку о предмете», «Я знаю», «Сказочные владения Радуги», «Слова».
«Конструирование сказок».
Кинезиологическая гимнастика: звуки [с] и [з], [ц] и [ж], [л] и [г], [ч] и [щ]), [р] и [х], [д] и
[б], [к], [в].
Сказкотерапия «Страна Говориния»; Скороговорки, четверостишия, рифмовки. Арт –
терапия «Дверь в свою душу».
Практические упражнения из серий: «Профессии», «Семья», «Ягоды - грибы», «Животные
- птицы», «Деревья - цветы», «Овощи – фрукты», «Посуда», «Мебель», «Одежда»,
«Транспорт»,
«Школьные принадлежности».
4 блок. «Скоро в школу»
Цель: формирование у детей положительной мотивации к учению в условиях совместной
учебно – игровой деятельности.
Задачи:
- осознание ребенком специфики позиции школьника;
- формирование адекватного представления о школьной жизни;
- повышение школьной мотивации.
Занятия 1 – 2. Школа и школьные правила.
Теория: Приветствие. Беседа о школьной жизни. Ритуал прощания.
Практика:
Упражнение «Что лежит в портфеле?».
Игры: «Первобытные школьники», «Муравьи», «Путешествие в будущее», «Выбор пути».
Релаксация: «Тихое озеро», «Ласковый мелок».
Рефлексия «Пожелания».
Занятие 3 -4. Заключительная встреча. Практика:
Сюжетно – ролевая игра «Одинокая звезда». Релаксация «Я горжусь».
Рефлексия «Я все могу!».
4. Условия реализации Программы
4.1. Календарный учебный график
1. Организация образовательного процесса
Продолжительность учебного года: с 1 сентября 2023 года по 31 мая 2024 года.
Количество учебных недель в учебном году – 36.
Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими
праздничными днями в 2022-2023 учебном году являются:
 1,2,3,4,5,6,8 января – Новогодние каникулы,
 7 января – Рождество Христово,
 23 февраля – День защитника Отечества,
 8 марта – Международный женский день,
 1 мая – Праздник Весны и Труда,
 9 мая – День Победы,
 12 июня – День России,
 4 ноября – День Народного единства.
11

Продолжительность летнего периода: с 1 июня по 30 августа 2024 года.
2.Регламентирование образовательного процесса на неделю:
-Общее количество занятий в неделю в возрастных группах:
Возрастная группа от 5 лет до 6 лет – 2 занятия (продолжительность -25 мин)
Возрастная группа от 6 лет до 7 лет – 2 занятия (продолжительность -30 мин)
-Перерыв между занятиями – 10 минут.
-Общее количество занятий в год в возрастных группах:
Возрастная группа от 5 лет до 6 лет –72 занятия
Возрастная группа от 6 лет до 7 лет – 72 занятия
-Образовательная деятельность в летний период допускается.
3.Результаты освоения Программы:
Педагогический мониторинг проводится в ходе занятий (на первом и последнем
занятии модуля)
Структура учебного года в группах дошкольного возраста (5-7 лет)
Срок
Формы образовательной деятельности
01.09.2023 – 14.09.2023
Адаптационный период, педагогическая диагностика,
организация ОД в РМ, СД
14.09.2023 – 29.12.2023
Образовательная деятельность по дополнительной
общеразвивающей программе «Готовимся к школе»
29.12.2023 – 08.01.2024
Праздничные (нерабочие) дни
09.01.2024– 20.05.2024
Образовательная деятельность по дополнительной
общеразвивающей программе «Готовимся к школе»
20.05.2024 – 31.05.2024
Педагогическая диагностика, организация ОД в РМ, СД
01.06.2024 – 30.08.2024
Летний период (организация ОД в РМ, СД)
4.2. Материально-технические условия для реализации Программы
Занятия по реализации данной Программы проводятся в условиях оборудованного
кабинета. При наличии эпидемиологических ограничений занятия проводятся в группах.
Оборудование кабинета:
•
доска;
•
столы и стулья по количеству учащихся;
•
раздаточные материалы;
•
демонстрационный материал.
Технические средства обучения:
•
компьютер, принтер.
Вспомогательное оборудование:
•
научно-методическая литература;
•
документы планирования
учебного
процесса
(программа,
календарно- тематическое планирование).
1.
2.
3.
4.
5.
6.

4.3. Информационно-методические условия реализации Программы
Бугаева З.Н. Занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и
дикции: Детям 6-12 лет. - Ростовн/Д.: ООО «Удача», 2008.
Володина В. С. Альбом по развитию речи. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН –
ПРЕСС», 2004.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к
школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН ПРЕСС». – 2011.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем внимание. – М. , 2003
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.
– СПб., 2004.
12

http://www.электронное чтение.клуб / djvureader.php/128109/1/Гуткина.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии - СПб.: Речь, 2006.
8. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей.
Дошкольный и младший школьный возраст. Учебно – методическое пособие. СПб:
Речь, 2007.
9. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив. Ярославль: Академия развития. 2002
10.
Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память, мышление, воображение: игры,
упражнения, советы специалиста. М.: Эксмо, 2009.
11. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры,
задачи, основы письма и рисования. М.: АСТ: Астрель, 2015
12. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., Просвещение: Владос, 1995.
13. Шульман Т. Игры, очень полезные для развития ребенка! М.: АСТ; СПб: ПраймЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2009.
4.4. Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых
результатов освоения программы
В ходе реализации данной программы используются следующие виды контроля:
предварительный, текущий, тематический и итоговый.
На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:
Наблюдение за ребенком в регламентированной и нерегламентированной
деятельности.
Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире.
Проективная методика «Рисунок моей семьи».
Тест «Лесенка».
Тестовые задания на внимание, память, воображение, мышление.
Предварительный контроль осуществляется в начале учебного процесса, направлен на
выявление знаний, умений и навыков воспитанников. Он позволяет определить исходный
уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на
допустимую сложность учебного материала. Предварительный контроль необходим еще и
для того, чтобы зафиксировать исходный уровень подготовленности ребёнка. Проводится
тестирование воспитанников.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения
предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Ведущая задача
текущего контроля – регулярное управление образовательной деятельностью
воспитанников и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о
ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить
изменения в учебный процесс. Чтобы посмотреть динамику творческого роста, важно
наблюдать за ребенком на каждом занятии по заранее обозначенным параметрам:
воспроизведение рисунка по образцу, найти «лишний» предмет, рассмотреть предметы,
запомнить их, определить правильную последовательность событий и тому подобное.
Тематический контроль осуществляется периодически, по мере прохождения новой
темы, блока, и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля
проходит на итоговых занятиях по темам и проводится в разных формах: творческие
задания, викторины, тестовые задания, тематические выставки-презентации, творческие
работы. Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий):
-высокий уровень знаний имеют дети, правильно ответившие на все вопросы и
правильно выполнившие тестовые задания;
-средний уровень знаний имеют дети, допустившие в ответах и практической работе
ряд неточностей;
-низкий уровень знаний имеют дети, которые не ответили ни на один вопрос и не
справились (частично справились) с выполнением тестовых заданий.
Итоговый контроль проводится по окончании обучения. Он направлен на проверку
13

конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения воспитанниками системы
знаний, умений и навыков, полученных на занятиях за определенный период обучения.
Проводится тестирование воспитанников.
В ходе реализации данной программы используются следующие виды контроля:
предварительный, текущий, тематический и итоговый.
На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:
Наблюдение за ребенком в регламентированной и нерегламентированной
деятельности.
Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире.
Проективная методика «Рисунок моей семьи».
Тест «Лесенка».
Тестовые задания на внимание, память, воображение, мышление.
Предварительный контроль осуществляется в начале учебного процесса, направлен на
выявление знаний, умений и навыков воспитанников. Он позволяет определить исходный
уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на
допустимую сложность учебного материала. Предварительный контроль необходим еще и
для того, чтобы зафиксировать исходный уровень подготовленности ребёнка. Проводится
тестирование воспитанников.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения
предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Ведущая задача
текущего контроля – регулярное управление образовательной деятельностью
воспитанников и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о
ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить
изменения в учебный процесс. Чтобы посмотреть динамику творческого роста, важно
наблюдать за ребенком на каждом занятии по заранее обозначенным параметрам:
воспроизведение рисунка по образцу, найти «лишний» предмет, рассмотреть предметы,
запомнить их, определить правильную последовательность событий и тому подобное.
Тематический контроль осуществляется периодически, по мере прохождения новой
темы, блока, и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля
проходит на итоговых занятиях по темам и проводится в разных формах: творческие
задания, викторины, тестовые задания, тематические выставки-презентации, творческие
работы. Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий):
-высокий уровень знаний имеют дети, правильно ответившие на все вопросы и
правильно выполнившие тестовые задания;
-средний уровень знаний имеют дети, допустившие в ответах и практической работе
ряд неточностей;
-низкий уровень знаний имеют дети, которые не ответили ни на один вопрос и не
справились (частично справились) с выполнением тестовых заданий.
Итоговый контроль проводится по окончании обучения. Он направлен на проверку
конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения воспитанниками системы
знаний, умений и навыков, полученных на занятиях за определенный период обучения.
Проводится тестирование воспитанников.
5. Список литературы
14.
Бугаева З.Н. Занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и
дикции: Детям 6-12 лет. - Ростовн/Д.: ООО «Удача», 2008.
15.
Володина В. С. Альбом по развитию речи. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН –
ПРЕСС», 2004.
16. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок
к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН ПРЕСС». – 2011.
17.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003
18.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем внимание. – М. , 2003
14

19. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб., 2004.
http://www.электронное чтение.клуб / djvureader.php/128109/1/Гуткина.
20.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии - СПб.: Речь, 2006.
21.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления
детей. Дошкольный и младший школьный возраст. Учебно – методическое пособие.
СПб: Речь, 2007.
22.
Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив. Ярославль: Академия развития. 2002
23.
Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память, мышление, воображение: игры,
упражнения, советы специалиста. М.: Эксмо, 2009.
24. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры,
задачи, основы письма и рисования. М.: АСТ: Астрель, 2015
25. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., Просвещение: Владос, 1995.
26. Шульман Т. Игры, очень полезные для развития ребенка! М.: АСТ; СПб: ПраймЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2009.

15

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».