Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ДОП Раз ступенька, два ступенька

Содержание
1.
2.
3.
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5.
5.

Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Условия реализации ДОП
Календарный учебный график
Материально-технические условия реализации ДОП.
Информационно-методические условия
Кадровые условия
Педагогическая диагностика достижения детьми
результатов освоения программы
Список литературы

3
7
7
12
12
13
13
13
планируемых 15
18

1. Пояснительная записка

Сведения о программе
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа «Раз ступенька, два ступенька» ориентирована на развитие мышления,
творческих способностей детей, их интереса к математике.
Уровень сложности дополнительной общеразвивающей программы «Раз ступенька,
два ступенька»: «базовый». Для учащихся программа базового уровня дает возможность
приобрести базовый минимум знаний, умений и навыков по конкретному направлению
деятельности; развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных
способностей, детской одаренности. Для родителей – это возможность понять
устойчивость интересов своего ребенка.
Направленность программы
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Раз ступенька,
два ступенька». Несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного
воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников
математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к
индивидуальности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 5-7 лет
элементарным математическим представлениям и формированию основ логического
мышления в дошкольном дополнительном образовании детей является актуальным.
Характеристика программы (её значимости)
Математика всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью
человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой
научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Зачем математика дошкольнику?
Существует две причины, по которым стоит учить малышей математике.
Математические расчеты являются одной из высших функций человеческого мозга.
Только люди способны к счету. К тому же, мы не можем ни дня обойтись без счета.
Считать необходимо всем: дошкольникам, домохозяйкам, бизнесменам, ученым.
Вторая причина – благодаря счету у ребенка физически развивается мозг, а,
следовательно, и интеллектуальные способности. Главное для детей – освоить
мыслительные и логические процессы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Раз ступенька, два ступенька»
позволяет детям в увлекательной и интересной форме познакомится с царицей наук –
математикой.
Основная задача программы – привить интерес детей к математике и полученные
знания активно применять в жизни.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Раз ступенька, два
ступенька» заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится
математическое образование, предусматривает знакомство детей с математическими
понятиями на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а
постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных
признаков.
Педагогическая
целесообразность
дополнительной
общеразвивающей
программы. Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным,
носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности,
познавательной активности, мыслительной деятельности, формированию системы
2

элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем
самым готовность к обучению в школе.
Занятия по программе «Раз ступенька, два ступенька» также способствуют
воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не
бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач,
стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный
подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но
и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется
с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка.
Адресат программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Раз ступенька, два ступенька»
предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Категория состояния здоровья лиц,
которые могут быть зачислены на обучение: дети без ОВЗ.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю (во вторую половину дня) по 1 учебному часу.
Продолжительность одного учебного часа составляет: для детей 5 лет – 25 минут, 6-7 лет
– 30 минут.
Объем программы
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы: 72 часа.
Срок реализации программы
Срок реализации программы – 2 года.
Формы обучения и виды занятий.
Форма обучения – групповая.
Виды занятий: беседа, занятие-игра, практическая работа, дискуссия, занятиесказка.
Для подведения результатов используется такие формы, как:
- решение кроссвордов (способствует закреплению используемых понятий);
- проверочная работа (позволяет выявить уровень усвоения пройденной темы);
-тестирование (выявляет вопросы, которые вызывают затруднения у
обучающихся);
- викторина (позволяет применить полученные знания на практике);
- студийный конкурс (стимулирует на более углубленное изучение тем
программы).
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным
особенностям учащихся. В их основе лежит способы организации непосредственно
образовательной деятельности:
- теоретические (словесный (устное изложение, беседа, рассказ т.д.) и наглядный
(показ иллюстраций, наблюдение);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
В силу возрастных особенностей детей им предлагаются в основном те задания,
выполнение которых предполагает использование практических действий. Пояснения,
даваемые педагогом, должны совмещаться с одновременным повышением доли участия
детей в поиске решения предложенной задачи. На последующих этапах
предусматривается полный перевод на самостоятельное выполнение детьми заданий,
предполагающее возможность советоваться с педагогом, соседом, поиск совместного
решения парами или группами. Ведущая задача педагога – поощрять и поддерживать
3

самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять
жестких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым. Важно
следить, что бы по мере продвижения к этой деятельности все большее число детей
вовлекалось в нее. Проверка самостоятельной деятельности предусматривает
обязательное обсуждение всех предлагаемых способов решения, уточнение способов
решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей
на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения.
В системе формирования математических навыков наиболее предпочтительными
методами, помогающими решать поставленные задачи, являются игровые методы и
приёмы обучения:

игры малой и средней подвижности (синхронизируют работу
полушарий, способствуют переключению импульса с одного полушария на другое при
выполнении заданий, координируют работу зрительного и аудиального восприятия,
обучающихся с работой пишущей руки);

проблемно-игровые ситуации, дидактические игры, игры в парах,
мини-группах, а также упражнения (в результате многократных повторений,
проигрывания ситуаций, работы в парах – способы выполнения математических действий
совершенствуются).

также активно используются методы мотивации поведения и
деятельности – одобрение, похвала, игровые эмоциональные ситуации, что вызывает
положительное отношение к обучению у учащихся.
Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую,
двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки.
Нормативно-правовая база:
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г.
№273 «Об образовании в РФ», Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ»), Письмом Минобрнауки
России от 28.04.2017 N ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе
с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей»), Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», Устав образовательной
организации.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование интереса у обучающихся к предмету
математики, развитие творческих математических способностей, смекалки и логического
мышления.
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
4

Обучающие:
- расширить кругозор обучающихся в различных областях элементарной
математики;
- познакомить детей с основными геометрическими понятиями;
- научить решать ребусы и головоломки, нестандартные логические задачи;
- сформировать умения следовать устным инструкциям;
- научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные
мысли;
- сформировать умение владеть математической терминологией и научить
правильно её применять.
Развивающие:
- развить внимание, память, логическое и абстрактное мышление,
пространственное воображение;
- расширить математический кругозор учащихся, умение анализировать, делать
логические выводы;
- развить пространственное воображение, используя геометрический материал.
- содействовать умелому использованию математической символики;
- выявить и развить математические и творческие способности;
Воспитательные:
- воспитать интерес к предмету «математика»;
- воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей;
- расширить коммуникативные способности детей;
- воспитывать аккуратность при выполнении работ
Планируемые результаты
Результатом реализации программы является развитие логического мышления,
пространственного воображения, речи, памяти и мыслительных операций.
Предметные результаты:
Воспитанники будут:
•
давать определения тем или иным понятиям;
•
выявлять функциональные отношения между понятиями;
•
классифицировать явления, предметы;
•
выявлять закономерности и проводить аналогии;
•
решать ребусы, головоломки, нестандартные задачи;
•
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
•
выделять существенные признаки предметов;
•
сравнивать между собой предметы, явления.
•
судить о противоположных явлениях.
Метапредметные результаты:
воспитанники будут уметь:
•
выбирать способы решения заданий из предложенных;
•
обобщать, делать несложные выводы;
•
распределять время на выполнение заданий;
•
проговаривать последовательность действий;
•
высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией в
рабочей тетради, предлагать свои схемы на основе условия задания;
•
работать по предложенному плану;
•
отличать верно выполненное задание от неверного;
•
определять последовательность событий;
5

•
определять нужную информацию для решения заданий.
Личностные результаты:
воспитанники будут:
•
уметь занимать определенную позицию в конфликтной ситуации;
•
аккуратно и ответственно относиться к выполняемой работе;
•
научиться самоконтролю;
•
ориентироваться в задании и поэтапно планировать свою деятельность;
•
самостоятельно участвовать в дискуссии, аргументируя свою точку зрения;
•
уметь работать в группе;
•
уметь воспринимать общие дела как свои собственные.
2. Учебный план
Программа состоит из одного модуля.
Модуль
Общее
Теория Практика Форма аттестации (контроля_
количество
часов
«Раз ступенька, 72
35
37
Педагогическое
наблюдение,
два ступенька»
устный опрос, решение кроссворда,
самостоятельная
работа,
проверочная работа, викторина.
Итого:
72
20
52
№
п/п

Название тем,
разделов

Количество часов
Итого
в 1

Теория
1

Практика
решение кроссворда

9

3

6

2.

Введение
программу
Закономерности

3.

Загадочные числа

10

3

7

4.

Логические
рассуждения
Занимательные
задачи
Геометрические
превращения
Итоговые занятия
Всего:

11

3

8

21

5

16

19

5

14

1
72

20

1
52

1.

5.
6.
7

Формы аттестации
(контроля)

самостоятельная
проверочная работа
самостоятельная
тестирование
самостоятельная
викторина
самостоятельная
проверочная работа
самостоятельная
студийный конкурс
Анкетирование

работа,
работа,
работа,
работа,
работа,

3.
Содержание учебного плана
Тема 1: Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с рабочей тетрадью.
Практика: разгадывание кроссворда.
Тема 2: Закономерности.
6

Теория: Признаки предметов, правила закономерностей. Понятия «цепочка»,
«волшебный квадрат».
Практика: Объединение, сравнение предметов по их признакам. Выявление
закономерностей. Продолжение цепочки по описанию. Заполнение «волшебного
квадрата» применив его правила.
Тема 3: Загадочные числа.
Теория: символическая модель числа. Сравнение чисел. Понятия сложения и
вычитания, их взаимосвязь. Отличие числа от цифры. Числовые головоломки.
Практика: запись различными цифрами количество предметов. Запись чисел по
рисункам. Сложение и вычитание с палочками, различные способы написания цифр.
Сравнение чисел с помощью числового отрезка. Способы решения числовых
головоломок.
Тема 4: Логические рассуждения.
Теория: Логические связки, решение задач путем рассуждения: научиться строить
простейшие высказывания с помощью логических связок «если...», «то...». Истинность и
ложность высказываний, способы доказательств истинности утверждений.
Практика: Использование схем и рисунков для решения простейших логических
задач. Решение задач путем рассуждения. Представление информации из текста и обратно.
Чтение и заполнение несложных готовых таблиц. Решение логических задач.
Тема 5: Занимательные задачи.
Теория: Знакомство с нетрадиционными задачами. Сравнение предметов по массе
при помощи весов. Взаимосвязь пространственно-временных величин.
Практика: Решение нетрадиционных задач на взвешивание, «про возраст», на
материале сказок, «на расстановку», «на разрезание», «на размещение», «подсчет
ступенек и этажей», путем сравнения исходных данных. Применение схем и рисунков в
задачах.
Тема 6: Геометрические превращения.
Теория: геометрические фигуры и тела: научиться распознавать форму
геометрических тел в предметах окружающей обстановки. Симметричные фигуры, ось
симметрии. Определение формы предметов. Классификация предметов по форме.
Практика: изображение симметричных фигур на плоскости. Нахождение
симметричных фигур. Задачи на разрезание фигуры на одинаковые части. Задачи на
подсчет геометрических фигур. Построение конструкций по заданному образцу.
Знакомство с палиндромами. Решение геометрических задач.
Тема 7: Итоговое занятие.
Теория: подведение итогов обучения за год.
Практика: проведение игры «математический бой».
Календарно-тематическое планирование Программы
№
п/п

Дата

Вид
занятия

Тема занятия

Количество часов
Теоретич
еские
занятия

Практичес
кие
занятия

Форма
контроля/аттеста
ции

7

1

Сентябрь

беседа

2

Сентябрь

занятие-игра

3

Сентябрь

практическая
работа

Введение в программу.
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Знакомство с рабочей
тетрадью.
Закономерности.
Признаки предметов.
Объединение предметов
по их признакам.

4

Сентябрь

5

Сентябрь

практическая
работа
практическая
работа
занятиесказка

Правила
закономерностей.
Применение правил
закономерностей.
Сравнение объектов по
заданным признакам.

Практическая
работа
дискуссия

Выявление
закономерностей.
Понятие «цепочка»,
продолжение цепочки по
описанию.
«Волшебный
квадрат», заполнение
недостающих
ячеек по его свойствам.
Применение правил
«волшебного квадрата».
Тема 3: Загадочные
числа. Символическая
модель числа.
Запись различными
Цифрами количество
предметов.
Сравнение чисел. Запись
чисел по рисункам.
Понятие сложения.
Выполнение заданий с
палочками.
Понятие вычитания.
Выполнение заданий с
палочками.
Взаимосвязь между
сложением и
вычитанием.
Отличие числа от
цифры.
Различные способы
написания цифр.
Сравнение чисел с
помощью числового
отрезка.
Числовые головоломки,
их способы решения.
Способы решения
числовых
головоломок.
Логические
рассуждения.
Связки «если.., то..».
Истинность и ложность
высказываний.

6

Октябрь

7

Октябрь

8

Октябрь

9

Октябрь

Практическая
работа

10

Октябрь

дискуссия

11

Октябрь

практическая
работа

12

Октябрь

практическая
работа

13

Октябрь

14

Октябрь

Практическая
работа
Практическая
работа

15

Октябрь

практическая
работа

16

Ноябрь

Практическая
работа

17

Ноябрь

Занятиебеседа

18

Ноябрь

Практическая
работа

19

Ноябрь

20

Ноябрь

практическая
работа
дискуссии

21

Ноябрь

занятие-игра

22

Ноябрь

практическая
работа

Решение
кроссворда

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
1

0,5

0,5
1

Самостоятельная
работа
самостоятельная
работа
Самостоятельная
Работа
Самостоятельная
Работа
самостоятельная
работа
Самостоятельная
Работа
самостоятельная
работа

0,5

0,5

0,5

0,5

самостоятельная
работа

1

проверочная
работа
самостоятельная
работа

0,5

0,5

1

самостоятельная
работа

1

Самостоятельная
Работа
самостоятельная
работа

0,5

0,5

0,5

0,5

1

самостоятельная
работа
Самостоятельная
Работа

0,5

0,5

самостоятельная
работа

0,5

0,5

самостоятельная
работа

0,5

0,5
1

0,5

Самостоятельная
Работа
Тестирование

0,5

Самостоятельная
Работа

1

самостоятельная
работа

8

23

Ноябрь

практическая
работа

24

Декабрь

практическая
работа

25

Декабрь

дискуссии

26

Декабрь

практическая
работа

27

Декабрь

практическая
работа

28

Декабрь

практическая
работа

29

Декабрь

30

Декабрь

Практическая
работа
дискуссии

31

Декабрь

занятие-игра

32

Январь

занятие-игра

33

Январь

34

Январь

Практическая
работа
Практическая
работа

35

Январь

практическая
работа

36

Январь

Практическая
работа

37

Январь

занятие-игра

38

Январь

беседа

39

Февраль

40

Февраль

41

Февраль

42

Февраль

Логические связки,
решение
задач путем
рассуждения.
Логические связки,
решение
задач путем
рассуждения.
Способы доказательств
истинности
утверждений.
Использование схем,
рисунков для решения
простейших
логических
задач.
Представление
информации из теста в
рисунок и обратно.
Чтение несложных
готовых
таблиц.
Заполнение простых
таблиц.
Решение логических
задач.
Викторина «Веселые
задачки»
Тема5: Занимательные
задачи. Понятие
«нетрадиционные
задачи».
Величины, принципы
их измерений.
Сравнение предметов
по массе с помощью
весов.
Решение
нетрадиционных задач
на взвешивание.
Решение
нетрадиционных задач
на взвешивание.
Некоторые свойства
величин.

Взаимосвязь
пространственновременных величин
дискуссия
Решение
нетрадиционных
задач «про возраст».
занятиеРешение
сказка
нетрадиционных
задач на материале
сказок.
занятиеРешение
сказка
нетрадиционных
задач на материале
сказок.
Практическая
Иллюстрирование
текстовых описаний.
работа

0,5

0,5

Самостоятельная
работа

1

Самостоятельная
Работа

0,5

0,5

самостоятельная
работа

0,5

0,5

самостоятельная
работа

0,5

0,5

самостоятельная
работа

0,5

1

Самостоятельная
Работа

1

самостоятельная
работа
Самостоятельная
Работа
Викторина

0,5
1

0,5

0,5

самостоятельная
работа

0,5

0,5

самостоятельная
работа
самостоятельная
работа

1

0,5

самостоятельная
работа

1

самостоятельная
работа

0,5

0,5

Самостоятельная
работа

0,5

0,5

самостоятельная
работа

0,5

0,5

1

Самостоятельная
Работа

1

Самостоятельная
Работа

1

Самостоятельная
Работа

0,5

Самостоятельная
Работа

9

43

Февраль

практическая
работа
дискуссия

44

Февраль

45

Февраль

практическая
работа

46

Февраль

практическая
работа

47

Март

Практическая
работа

48

Март

занятиебеседа

49

Март

занятиебеседа

50

Март

практическая
работа

51

Март

Практическая
работа

52

Март

практическая
работа

53

Март

занятиебеседа

54

Март

практическая
работа

55

Март

практическая
работа

56

Апрель

дискуссии

57

Апрель

занятие-игра

58

Апрель

Практическая
работа

59

Апрель

занятие-игра

60

Апрель

Практическая
работа

Применение схем и
рисунков в задачах.
Решение задач «на
расстановку» при
помощи
схем.
Решение задач «на
разрезание» при
помощи
схем.
Решение задач «на
разрезание» при помощи
схем.
Решение задач «на
размещение» путем
рассуждения.
Решение задач «на
размещение» путем
рассуждения.
Решение задач «на
подсчет ступенек и
этажей» путем
рассуждения.
Решение задач «на
подсчет
ступенек и этажей»
путем рассуждения.
Решение
нетрадиционных задач
разных типов путем
сравнения исходных
данных.
Решение
нетрадиционных задач
разных типов путем
сравнения исходных
данных.
Тема 6: Геометрические
превращения.
Знакомство с
геометрическими
телами.
Геометрические тела в
предметах окружающей
обстановки.
Изображение
Геометрических тел на
плоскости.
Понятия «симметрия»,
«симметричные
фигуры.»
Нахождение оси
симметрии.
Изображение
симметричных фигур на
плоскости.
Определение формы
предметов.
Классификация
предметов
по форме.

0,5

0,5
1

0,5

0,5

0,5

0,5

Самостоятельная
работа
самостоятельная
работа

1

самостоятельная
работа

1

самостоятельная
работа

0,5

самостоятельная
работа

1

самостоятельная
работа

0,5

самостоятельная
работа

1

самостоятельная
работа

0,5

самостоятельная
работа

1

проверочная
работа

0,5

самостоятельная
работа

1

самостоятельная
работа

1

самостоятельная
работа

0,5

0,5

самостоятельная
работа

0,5

0,5

0,5

0,5

самостоятельная
работа
самостоятельная
работа

1
1

самостоятельная
работа
самостоятельная
работа

10

61

Апрель

дискуссии

62

Апрель

63

Апрель

Практическая
работа
Практическая
работа

64

Апрель

занятие-игра

65

Май

Практическая
работа

66

Май

дискуссии

67

Май

68

Май

практическая
работа
дискуссия

69

Май

70

Май

71

Май

72

Май

практическая
работа
Практическая
работа
занятие-игра

Нахождение
симметричных
фигур.
Понятия «область»,
«границы области».
Задачи на разрезание
Фигуры на одинаковые
части.
Задачи на подсчет
геометрических фигур.
Построение конструкции
по
заданному образцу.
Решение нестандартных
задач с палочками.
Знакомство с
палиндромами.
Построение
симметричных
изображений.
Решение геометрических
задач.
Решение
геометрических задач.
Игра «Математический
бой».
Итоговое занятие.
Награждение.

0,5

0,5

самостоятельная
работа

0,5

0,5

0,5

0,5

самостоятельная
работа
Тестирование

1
0,5

0,5
1

0,5

0,5

0,5

0,5
1
1
1
1

самостоятельная
работа
самостоятельная
работа
самостоятельная
работа
самостоятельная
работа
самостоятельная
работа
самостоятельная
работа
проверочная
работа
студийный
конкурс
Анкетирование

Всего: 72
4. Условия реализации программы
4.1. Календарный учебный график
1. Организация образовательного процесса
Продолжительность учебного года: с 1 сентября 2023 года по 31 мая 2024 года.
Количество учебных недель в учебном году – 36.
Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими
праздничными днями в 2023-2024 учебном году являются:

1,2,3,4,5,6,8 января – Новогодние каникулы,

7 января – Рождество Христово,

23 февраля – День защитника Отечества,

8 марта – Международный женский день,

1 мая – Праздник Весны и Труда,

9 мая – День Победы,

12 июня – День России,

4 ноября – День Народного единства.
Продолжительность летнего периода: с 1 июня по 30 августа 2024 года.
2.Регламентирование образовательного процесса на неделю:
-Общее количество занятий в неделю в возрастных группах:
Возрастная группа от 5 лет до 6 лет – 2 занятия (продолжительность -25 мин)
Возрастная группа от 6 лет до 7 лет – 2 занятия (продолжительность -30 мин)
-Перерыв между занятиями – 10 минут.
-Общее количество занятий в год в возрастных группах:
Возрастная группа от 5 лет до 6 лет –72 занятия
Возрастная группа от 6 лет до 7 лет – 72 занятия
11

Образовательная деятельность в летний период допускается.
3.Результаты освоения Программы:
Педагогический мониторинг проводится в ходе занятий.
Структура учебного года в группах дошкольного возраста (5-7 лет)
Срок
Формы образовательной деятельности
01.09.2023 – 14.09.2023
Адаптационный период, педагогическая диагностика,
организация ОД в РМ, СД
14.09.2023 – 29.12.2023
Образовательная деятельность по дополнительной
общеразвивающей программе «Читалочка»
29.12.2023 – 08.01.2024
Праздничные (нерабочие) дни
09.01.2024– 20.05.2024
Образовательная деятельность по дополнительной
общеразвивающей программе «Раз ступенька, два
ступенька»
20.05.2024 – 31.05.2024
Педагогическая диагностика, организация ОД в РМ, СД
01.06.2024 – 30.08.2024
Летний период (организация ОД в РМ, СД)
4.2. Материально-техническое обеспечение:
Оборудование:
- кабинет с оборудованными рабочими местами, соответствующими росту ребенка
(СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
- персональный компьютер для работы педагога;
- столы;
- стулья;
- доска;
- шкаф.
Раздаточный материал:
- тетрадь-учебник, автор Шевелев К.В.;
- разрезной материал к тетрадям-учебникам;
- тетрадь в клетку; Наглядный материал:
- плакаты;
- палочки для счета;
Инструменты:
Канцелярские товары (тетради, ручки, карандаши, счетные палочки, карточки с
цифрами, ножницы, цветная бумага, бумага для черчения, линейки);
Информационное обеспечение:

презентации для занятий, разработанные педагогом;

видеоматериалы.
4.3. Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование
обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой,
развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся,
воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и
принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение
срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и
12

методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные
занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и
психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных
информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся,
воспитанников.
Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет
планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие
способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию
устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды
деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет
развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует
самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе
исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет
связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные
события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся,
воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями,
развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя
компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей
деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся,
воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.
Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в
работе педагогических, методических советов, объединений, других формах
методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в
организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или
лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей
компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во
время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение
правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего
педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей,
предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет
координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других
педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды
образовательного
учреждения.
Оказывает
методическую
помощь
педагогам
дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического
опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную
педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и
потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности;
методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы,
методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической,
эстетической,
туристско-краеведческой,
оздоровительно-спортивной,
досуговой
деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений;
деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития
13

мастерства;
современные
педагогические
технологии
продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с
обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их
заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики;
основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными
таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила
внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране
труда и пожарной безопасности.
Требования
к
квалификации.
Высшее
образование
или
среднее
профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки» или Высшее образование либо среднее
профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его
соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным
предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства
дополнительного профессионального образования по направлению подготовки
«Образование и педагогические науки». Также к занятию педагогической деятельностью
по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся
по образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не
менее чем за два года обучения.
4.4.

Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов
освоения программы

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения
коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений;
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов
программы).
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в
течение учебного года, включающее:
-результативность и самостоятельную деятельность ребенка;
- активность;
- аккуратность;
- творческий подход к знаниям;
- степень самостоятельности в их решении и выполнении. Проверка результатов
проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины,
составление кроссвордов);
- собеседования (индивидуальное и групповое);
- опросников;
- тестирования,
14

- проведения самостоятельных работ.
Занятия рассчитаны на групповую работу. Они построены таким образом, что
один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной,
насыщенной и менее утомительной. При этом принимать во внимание способности
каждого воспитанника в отдельности, включая его по мере возможности в групповую
работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для него, но возможные в
обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных
сдвигов в развитии личности ребенка. Самооценка и самоконтроль определение
учеником границ своего «знания-незнания», своих потенциальных возможностей, а также
осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления
деятельности. Содержательный контроль и
оценка
результатов
воспитанников
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета
ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Способы проверки ожидаемых результатов предполагают такие виды
педагогического контроля, как: текущий, промежуточный, итоговый – годовой.
Текущий контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления уровня
освоения материала, при котором учитывается правильность выполнения задания.
Промежуточный контроль осуществляется по итогам пройденных разделов
программы, задачами которого являются выявить уровень освоения материала
обучающимися по пройденному разделу.
Формами контроля являются: просмотр, анализ выполненных работ.
Итоговой годовой контроль проходит в конце учебного года (май) служит для
выявления уровня освоения обучающимися программы за год.
Существует две шкалы оценки развития всех качеств, первая это та, что выражена
баллами и не доводится до детей, а учитывается при анализе усвоения ребенком учебного
материала, и вторая та, что выражается в виде «образной отметки» и доводится до детей.
Это делается для того, чтобы отказаться от сравнений результатов одних детей с
результатами других, которое неизменно возникают при «бальной системе». Система
«образной отметки» помогает формировать адекватную самооценку собственных
достижений, базирующуюся на стремлении к достижению большего, предполагает четыре
вида оценки: низкий, средний, достаточный, высокий.
Критерии уровня усвоения программы:
Уровень
освоения
Низкий

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

теоретическое
усвоение правильность выполнения заданий
материала
Средний
Теоретическое
усвоение правильность,
аккуратность,
материала, ответственность к качественное выполнение изделия
выполнению заданий
Достаточный
Теоретическое усвоение
правильность,
самостоятельность
в
материала, ответственность к выполнении заданий
выполнению заданий
Высокий
Теоретическое
усвоение, правильность, самостоятельность, подбор
ответственность, выдвижение различных
вариантов
решений
в
собственных решений
выполнении заданий
Результаты освоения образовательной программой отслеживаются у группы в
целом и у каждого обучающегося в соответствии со списочным составом группы, которые
фиксируются в конце учебного года в виде таблиц:
15

Карточка развития группы
Группа №
Качества

Освоение
обучающимися
содержания
дополнительной
общеобразовательн
ой
программы
Устойчивость
интереса
обучающихся к
деятельности по
программе
Нравственное
развитие
обучающихся
(коммуникативно
сть и
коммуникабельно
сть)
Активность и
самостоятельность
обучающихся

Оценка качества (в %)
Этап начальной
диагностики
Низк. Дост. Оптим. Выс
.

Этап промежуточной
диагностики
Низ Дост.
Оптим.
к.

Этап итоговой
Выс.

Низк Дост. Опти
.
м.

Выс.

Карточка индивидуального развития ребенка
Оценка качества (в баллах) по времени
Качества

Освоение обучающимися содержания
дополнительной общеобразовательной программы
Устойчивость интереса обучающихся к
деятельности
программе
Активность и самостоятельность обучающихся

Этап начальной Этап
Этап
диагностики
промежуточной итоговой
диагностики
диагностики
по

ФИ:
Баллы выставляются по 10-ти бальной шкале, 1 балл – низкий уровень, 10-высокий.
Результаты аттестации анализируются педагогами по следующим параметрам:
- количество обучающихся, освоивших образовательную программу в %;
- количество обучающихся, не освоивших образовательную программу в %;
- основные причины невыполнения обучающимися образовательной программы;
- необходимость и направление коррекции общеобразовательной программы.

16

5.

Список литературы

Список литературы для педагога
1. Бортникова Е.Ф Знакомимся с геометрией (для детей 6-7 лет) : тетрадь / Е.Ф.
Бортникова - Екатеринбург : ООО «Издательский дом Литур», 2017. – 32 с.
2. Бортникова Е.Ф. Развиваем внимание и логическое мышление (для детей 5-6 лет)
: тетрадь / Е.Ф. Бортникова – Екатеринбург : ООО «Издательский дом Литур», 2017. – 32
с.
3. Бортникова Е.Ф. Развиваем математические способности (для детей 5-6 лет).
Часть 1 : тетрадь / Е.Ф. Бортникова – Екатеринбург : ООО «Издательский дом Литур»,
2017. – 32с.
4. Бортникова Е.Ф. Развиваем математические способности (для детей 5-6 лет).
Часть 2 : тетрадь / Е.Ф. Бортникова – Екатеринбург : ООО «Издательский дом Литур»,
2017. – 32с.
5. Золотарева, А.В. Методика преподавания по программам дополнительного
образования детей : учебник / А.В. Золотарева, Г.М. Криницкая, А.А. Пикина. – 2-е изд.,
испр и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018 – 315 с.
6. Кордемский Б. А. Математическая смекалка : сборник заданий / Б.А. Кордемский
- М.: Альпина, 2017. – 185 с.
7. Петерсон Л.Г. Раз - ступенька, два – ступенька. Практический курс математики
для дошкольников : Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп. и перераб / Л.Г. Петерсон,
Н.П Холина - М.: «Ювента», 2016. – 256 с.
8. Петерсон, Л.Г. Дополнительные пособия к практическому курсу математики:
«Раз - ступенька, два – ступенька». Математика для детей 5- 6 лет. Часть 1. / Л . Г .
П е т е р с о н , Н . П . Х о л и н а - М.: Издательство «Ювента», 2008 – 100 с.
9. Петерсон, Л.Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников :
методические рекомендации / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова - М : Издательство
«Ювента», 2008. – 320 с.
10. Петерсон, Н. П. Холина. Дополнительные пособия к практическому курсу
математики: «Раз - ступенька, два – ступенька». Математика для детей 6-7 лет. Часть 2.
М.: Издательство «Ювента», 2008. – 81 с.
11. Трофимова, Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] /
Н.М. Трофимова, Т.Ф. Пушкина, Н.В. Козина – С-Пб, «Питер», 2005. – 240 стр.
Список литературы для обучающихся и
родителей
1.Перельман Я.И. Математика на каждом шагу [Текст] / - М.: АСТ, 2015. – 256 с.

17

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».